Меню

Скажи очередям - "нет"!

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи об автоматизации: »Скажи очередям - "нет"!

Рабочие места на базе ручного терминала сбора данных и портативного принтера для классических задач торгового зала применяются уже давно. С их помощью можно вести контроль цен на полочных ценниках и изготавливать их прямо на месте, если цены не соответствуют базе данных, оперативно печатать в торговом зале товарные этикетки, если они отсутствуют на товаре, и т.д. С недавнего времени на Западе все большее распространение стала получать новая технология использования комплекта, состоящего из терминала сбора данных, сканера штрих-кода и мобильного принтера для решения проблем борьбы с очередями - Queue Busting.

Проблема очередей существует и в западных торговых предприятиях. В часы-пик скопление людей в магазине нередко достигает такой концентрации, что кассы не справляются с обработкой товара и появляются очереди. Потери магазина от этого явления, особенно в условиях жесткой конкуренции, очевидны: недостаточная пропускная способность касс приведет к снижению выручки, а раздраженный отсутствием сервиса покупатель, скорее всего, будет потерян для магазина, что в свою очередь тоже приведет к ухудшению финансовых показателей предприятия. Самый простой выход из этой ситуации - размещение в торговом зале дополнительных рабочих мест кассиров, - во-первых, не всегда возможен в условиях дефицита свободных площадей, а во-вторых, может оказаться неэффективным ввиду того, что большую часть времени (не в часы-пик) такие дополнительные кассы будут простаивать. Технологию Queue Busting можно рассматривать как одну из попыток решить эту непростую проблему.

Суть технологии заключается в следующем: специально выделенный человек, оснащенный комплектом, состоящим из терминала сбора данных, сканера штрих-кода, мобильного принтера, подходит к стоящему в очереди покупателю и предлагает выполнить предварительный подсчет стоимости покупок. Для этого он сканирует штрих-коды на всех лежащих в корзине товарах и перекладывает их в специальный пакет. По окончании сканирования пакет закрывается, чтобы нельзя было что-либо туда добавить, печатается предварительный чек (предчек) с указанием номера заказа в виде штрих-кода и общей стоимости покупки. Предчек наклеивается на закрытый пакет. Далее покупателю предлагается пройти в специальную стационарную кассу (к примеру, в кассу для одной покупки), где штатный кассир сканирует предчек, получает от покупателя деньги и печатает обычный (фискальный) чек. На этом обслуживание покупателя завершается.

Иногда такого мобильного сотрудника называют "мобильным кассиром", а комплект оборудования, с которым он работает в зале, - "мобильной кассой" или даже "мобильным POS". Однако использование подобных терминов в данной ситуации не совсем корректно, ибо такие устройства, не зарегистрированне в официальных органах и не имеющие фискальной памяти, не являются заменителями кассовых аппаратов. Термин "мобильная предварительная касса" или "пред-касса" более точно отражает суть происходящих процессов в торговом зале. На Западе получил так же широкое распространение термин "мобильный POS в неполном цикле".

Идея применения терминалов сбора данных, совмещенных со сканером и мобильным термопринтером в качестве мобильной пред-кассы или даже полноценной кассы, появилась совсем недавно. Рынок таких приложений находится на этапе становления и на Западе, и у нас. Первыми, кто начал использовать подобные технологии в своей работе, были операторы рынка fast-food. С помощью мобильных касс они могли принимать заказы и их оплату прямо на автомобильной стоянке, что позволяло повысить уровень сервиса и тем самым привлечь на свою сторону большее количество клиентов. Здесь надо отметить опыт McDonalds в США. В Америке была также впервые реализована идея использования Mobile POS в неполном цикле, когда заказ принимался и оформлялся прямо в очереди покупателей, клиенту выдавался номер принятого заказа, а на стационарном POS-терминале принималась оплата. Вслед за операторами fast-food применением мобильных POS заинтересовались классические ритейлеры. ...Cферу применения мобильных POS-систем в этом случае разделяют на две составные части:

  1. увеличение расчетно-кассовых узлов в часы пик за счет применения мобильных систем
  2. ускорение обслуживания очередей с использованием мобильных POS в неполном цикле.
  3. В первом варианте функциональность мобильной POS системы практически идентична функциональности стационарного расчетно-кассового узла. Во втором случае осуществляется только сканирование товаров, а наличность принимает кассир стационарного рабочего места.

Нашей компанией, Центр КТ, представлены практически все известные бренд оборудования штрихкодирования, если вас интересует товар которого вы не нашли на сайте, можете обратиться к нашим менеджерам по телефону, и они помогут подобрать вам аналогичный товар, или порекомендовать партнера где его можно приобрести

Первые результаты

В России технологию Queue Busting пока еще никто из ритейлеров у себя не применял, однако на Западе удачные примеры ее использования уже существуют. Так, начиная с октября 2001 года известная торговая сеть WH Smith работала по системе Queue Busting в период новогодних и других праздников. Результатом тестирования было объявление о начале постоянной работы с применением этой технологии c 1 января 2002 года. В настоящее время уже 25 торговых предприятий сети WH Smith используют мобильные пред-кассы. Показателем эффективности этой технологии служит сообщение о 50-процентном сокращении очередей в магазинах сети, что является косвенным подтверждением повышения пропускной способности магазинов при прочих равных условиях. Совсем недавно о начале применения технологии Queue Busting в своих магазинах объявила глобальная сеть "WoolWorth". Так что процесс популяризации новой технологии борьбы с очередями пусть не очень быстро, но идет.

На вопрос, в каких же форматах магазинов использование технологии Queue Busting наиболее целесообразно, ответить однозначно нельзя. Основополагающим фактором является субъективное ощущение потерянной прибыли от ушедших покупателей вследствие недостаточной пропускной способности кассовых узлов. Для того, чтобы получить объективные данные, можно провести, например, опрос покупателей, специальные наблюдения в торговом зале за временем нахождения покупателей в очередях, но полученные результаты в каждом отдельном случае могут сильно отличаться. С некоторой долей приближения можно сказать, что если очередь к каждой кассе превышает 7-10 человек или стоять в очереди приходится более 15-20 минут (такая обстановка присутствует во многих магазинах), то внедрение технологии Queue Busting привлечет дополнительных покупателей. Конечно в первую очередь это относится к крупным супермаркетам, где в определенные моменты наступают часы пик - в вечерние часы, выходные, предпраздничные дни. Однако сказать, что использование технологии Queue Busting целесообразно только в супер- и гипермаркетах, нельзя. Допустим, в небольшом магазине площадью 150-200 кв. метров, оснащенном двумя кассами, у которых вечером образуется большое скопление возвращающихся с работы покупателей, с помощью одной-двух мобильных предварительных касс проблему очередей можно было бы если не снять полностью, то значительно облегчить. Если же магазин изыщет возможность выделить специальную кассу "одной покупки", где будут производиться расчеты с покупателем, оплачивающим товар по технологии Queue Busting, то экономический эффект еще более возрастет.


Статьи об автоматизации

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

обратный звонок