Меню

Штрихкодирование

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи о штрихкоде »Штрихкодирование

Штрихкодирование Штрихкоды были изобретены в США в 1970е как средство компьютеризированной обработки информации о товарах по аналогии с тем, что уже использовалось на почте для сортировки писем и на военных заводах для учета номеров изделий. Существует известная легенда о том, что первым в мире товаром со штрихкодом была жевательная резинка Wrigley. На самом деле Wrigley была первым товаром, с которого был считан штрихкод при проведении шумной демонстрации новой технологии в одном из магазинов Walmart. Помимо Wrigley в тележки было много других товаров со штрихкодом, но кассир выбрала первой именно эту знаменитую жевательную резинку. Вполне понятно, что не имеет смысла вводить штрихкод на одном-единственном товаре, т.к. никто не станет закупать считыватели штрихкодов ради жевательной резинки. Внедрение подобных технологий требует создания огромной инфраструктуры и изменения бизнес-процессов множества и производственных торговых компаний, иначе вложенные инвестиции никогда не окупятся.

Использование штрихкодов во внутреннем учете завоевывают все большую популярность в нашей стране. Основными причинами внедрения штрихкодов называются ускорение операций приемки-инвентаризации-отгрузки и снижение издержек на пересортице.

Целесообразность внедрения штрихкодов

Как и всё остальное, технологии окупаются только там, где их применение целесообразно. Все технологии в бизнесе можно условно разделить на 2 группы:

  1. инвестиционно-затратные, которые уменьшают себестоимость единицы продукции или услуги, и
  2. увеличивающие себестоимость, но приносящие выгоду в чем-то другом. Например, покупка компьютера ускоряет набор и правку документов, а пастеризация молока уменьшает потери.

ШтрихкодированиеШтрихкодирование входящего товара явно увеличивает время приемки и некоторые другие операции, следовательно выгоды нужно искать на другом уровне. И выгоды эти проявляются в основном при а) увеличении пропускной способности склада и б) увеличении номенклатурного ряда.

Все дело в том, что штрихкоды сами по себе никого не дисциплинируют и ничью работу на себя не берут. Штрихкоды не дают гарантий отсутствия ошибок и вообще каких-либо гарантий. Это принципиально невозможно. Работу после внедрения штрихкодов можно сравнить с грамотностью документов после установки Microsoft Word с проверкой орфографии. Формально набираемые на компьютере письма не стали более понятными и "правильными". Однако добрые 99% ошибок в орфографии и 50% в пунктуации исчезнут. Можно, конечно, продолжать писать "инвинтаризция" и не обращать внимание на красную волнистую линию. То же самое может делать и рабочий склада, сканируя один товар, а отгружая другой, или сканируя одну ячейку, а отгружая в другую. Потому как, вообще говоря, он может вместо исполнения документа взять под мышку коробку с товаром и пойти домой.

Технология расcчитана на добросовестных работников, которые не хотят злонамеренно отгрузить не то, принять на склад лом по цене запчастей или "потерять"/"забыть" на складе пару тонн мороженных котлет. Не хотят, но из-за спешки, большого объема работы или большого количества похожих товаров, допускают ошибки.

В то же время подбор товара к выдаче становится намного удобнее и быстрее, поскольку на терминале видно, сколько и чего нужно взять из каждой ячейки. При этом каждая ячейка обладает собственным штриховым кодом и программа терминала требует сканировать его, чтобы убедиться в адресе хранения. Конечно, можно использовать и бумажные поручения на подбор, только их а) придется печатать и б) вводить с них в компьютер результат.

Вернемся к приемке товара. С введением штрихкодов нужно делать больше операций на каждую коробку и паллету, что, по идее, должно увеличить время приемки. Однако сканирование и вообще занесение данных о принимаемом товаре не является самым долгим делом при приемке. Машина часами ждет подачи, документы забиваются в информационную систему, человек водит пальцем по накладной в поисках нужной строки... Например, в наименовании по накладной пару слов переставлено по сравнению с заявкой и тем, что написано на коробе. Кладовщик пойдет пешком к операционистам, постоит подождет, пока оператор договорит по телефону. Минута-вторая и десяти минут как не бывало. Итак, основные факторы потери времени при выполнении складских операций:

  1. Необходимость пешком относить/приносить бумажные документы;
  2. Ручной подсчет и суммирование количества;
  3. Согласование бумажных поручений, их перепроверка и расшифровка почерков.

Все три пункта сводятся к использованию мобильных компьютеров и беспроводной связи. Зачем тогда нужны штрихкоды? Затем, что компьютеру пока нельзя сказать "Мороженное ванильное, 24 коробки по 8 килограммов", чтобы он все понял. Затем, что даже глядя на коробки с колбасой, человек может сказать "Мороженное ванильное... (и дальше полная ерунда)".

Резюмируя, повторим еще раз: штрихкоды позволяют справиться с повальным количеством ошибок при увеличении нагрузки на склад, росте числа поставок и номенклатурного ряда. Если же товаров два, клиент один, а складские работники все равно заблудятся в трех соснах, никакие штрихкоды не спасут.


Статьи о штрихкоде

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

обратный звонок