Внедряете программный продукт? Не забудьте о главном!
Назначьте руководителя
- Или примите его функции на себя. Еще Карл Маркс утверждал: «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». Другими словами, для планирования и оперативного руководства процессом необходим менеджер проекта, которому и предназначены дальнейшие рекомендации.
- Не занижайте сложность проекта
- Знаменитая фраза «мы сделаем это за выходные», как правило, характерна для новичков либо, наоборот, компьютерных гениев, забывших, что на Земле бывают и менее одаренные люди, а также традиционно упускающих из виду «мелочи» типа тестирования, обучения, документирования, ну и планирования, разумеется.
- Составьте план внедрения
- Дома без чертежей обычно не строят, а вот внедрение без плана проекта встречается. О планировании написаны горы книг, наспех пересказывать которые — занятие неблагодарное. Но некоторые принципы особенно важны, поэтому упомянуты ниже.
- Контролируйте проект в любой момент времени
- Хороший план внедрения — это карта маршрута, в которую можно ткнуть пальцем и сказать «Сейчас мы здесь, надо торопиться (можно отдохнуть), чтобы успеть к ужину». Чем опытнее картограф, тем больше вероятность не сбиться с пути и придти вовремя.
- Установите критерии выполнения для каждой задачи
- Критерии, по которым определяется, выполнены работы очередного пункта или нет, должны быть четкими и недвусмысленными. Цель достигнута либо нет, того и другого одновременно быть не может.
- Назначьте ответственного за выполнение каждого пункта плана
- Обратите внимание — ответственного, а не ответственных! «Коммунальная» ответственность чревата спорами «кто делает больше» и стимулирует концентрацию не на достижении цели, а на способе не работать за других, при этом не оставшись виноватым. Если Ваш план не позволяет назначить одного ответственного за каждый пункт — смотрите далее.
- Детализируйте план
-
- Как говорится, бегемота едят по частям! Разбивайте большие задачи на подзадачи, предусматривайте дополнительные уровни вложенности до тех пор пока:
- За каждый пункт нельзя назначить одного и только одного ответственного
- Для каждого пункта нельзя четко установить критерии его выполнения
- Каждый пункт по длительности не уложится в период, с частотой которого планируется отслеживать проект
- Не планируйте сверхурочную работу
-
Она все равно появится. Лучше сделайте запас прочности на неотложные внезапные отпуска участников проекта, болезни и т.п.
- Учитывайте периоды отчетности
-
Не намечайте переход на новый программный продукт непосредственно перед сдачей отчетности или в период ее подготовки. Наверное, комментарии излишни, поскольку всем известно, чем грозит несвоевременное предоставление отчетности в Центральный Банк, например.
Убедите пользователей не встречать программу «в штыки»
-
Менять привычки очень и очень трудно, поэтому новая программа может быть раскритикована в пух и прах, а Вы вместе с командой внедрения встречены как враг номер один. В таком случае пользователям можно объяснить, что инициатива установки идет не от Вас лично, а от руководства организации, и что новая программа — это навсегда, во всяком случае, очень надолго (мне приходилось отвечать на вопросы «Надолго ли нам ставят эту программу»).
Если есть возможность, примените клиенто-ориентированный подход, объяснив пользователям, какие удобные возможности они получат в новой программе. Это поможет разжечь энтузиазм, необходимый для изучения новинки.
- Предложите документацию
По каждому модулю новой программы нужна пользовательская документация (желательно доработанная под особенности учетной политики), по которой даже новичок сможет понять, что и как нажать в новой программе.
Оценить такую документацию по достоинству Вы сможете уже в период обучения, а во время контрольного сопровождения, когда команда будет занята решением нетиповых вопросов, Вы оцените эту документацию в несколько раз выше.
- Проведите контроль знаний, полученных пользователями
-
При этом наивысшая концентрация пользователей на обучении будет достигнута, если показанные ими результаты будут влиять на размер их заработной платы.
- Оставайтесь на связи
Обеспечьте всем участникам проектной команды возможность связаться с Вами в любой момент (не путайте с пользователями). Общение с участниками команды приоритетнее общения с пользователями.
Тем более не следует убегать на помощь пользователям в неизвестном направлении. Хороший генерал не бросает армию без руководства, даже для личного примера атаки на одном из фронтов.
- Не уходите в себя
-
Если Вы супер-пупер программист, не позволяйте себе с головой погрузиться в любимые коды, пока хоть один специалист Вашей команды не занят делом. Один в поле не воин, а ваша задача — организовать работу команды. Все остальное – на втором плане.
- Проведите тестирование
-
- Задачами тестирования могут быть:
- Проверка работы программы и достаточности функционала
- Дополнительное обучение пользователей работе в новой программе
- Проверка предоставленного доступа
По итогам тестирования составьте протокол замечаний. Приступайте к следующему тестовому дню после полного устранения замечаний по предыдущему. Чем больше тестовых дней, тем лучше.
- Максимально приблизьте тестирование к реальности
-
К тестовому дню желательно отнестись как к рабочему, чтобы присутствовало большинство пользователей, выполнялись все операции. В идеале в тестовой программе полностью дублируется предыдущий рабочий день. Тогда одновременно тестируется и производительность системы.
- В пылу настройки не забывайте о доступе
-
Иногда для ускорения тестирования (настройки) пользователям дают чрезмерный либо даже администраторский доступ, который впоследствии может плавно перетечь в «боевую» эксплуатацию. Лучше сразу потратить время на раздачу доступа по принципу «все, что не разрешено — запрещено», чем после устранять непредсказуемые последствия.
- Ведите учет локальных доработок
-
Если в процессе внедрения приходится дорабатывать части программы, документируйте внесенные изменения. Иначе через пару месяцев рискуете погрязнуть среди непонятных заплаток и служебных операций.