Меню

Особенности штрихкодирования по системе EAN

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи о штрихкоде »Особенности штрихкодирования по системе EAN

Особенности штрихкодирования по системе EANСегодня, практически каждый товар оснащен штриховым кодом, однако далеко не многие знают, что он означает, и как формируется. В этой статье будут освещены особенности штрихового кодирования, а также, закономерности и технология формирования кодового номера.

Штрихкод – это уникальный идентификационный номер, который присваивается каждой продукции. Людям понятны лишь числовые комбинации, нанесенные под черно-белыми вертикальными полосами, которые и содержат в себе информацию для считывающих устройств. Для того, чтобы номера действительно были уникальными и исключались повторения, существует централизованная система нумерации товаров, которая и занимается разработкой и присвоением номеров. Наиболее крупной компанией, занимающейся данными вопросами, является Международная Некоммерческая Ассоциация EAN, которая разработала собственную систему кодирования EAN-13. В настоящее время в данной ассоциации состоит более 100 стран мира и более 100000 предприятий.

Для того, чтобы войти в систему международного кодирования, необходимо стать членом ассоциации EAN. В каждой стране имеется официальный представитель системы, и у нас это организация ЮНИСКАН / EAN РОССИЯ. То есть в нашей стране, каждое предприятие регистрируется у официального представителя, платит вступительный взнос, ежегодно оплачивает обслуживание и в замен этого, получает уникальные номера для произведенных товаров. Полученные штрихкоды распознаются практически всеми считывающими устройствами в большинстве стран мира. Согласно системе EAN-13, каждому продукту присваивается тринадцатизначный код, при этом каждая цифра несет смысловое значение. Так первые две-три цифры являются префиксом национальной организации и означают код страны, где зарегистрирована компания-производитель. Следующие 6-7 цифр - идентификационный номер предприятия, уникальный в пределах национальной организации. За ними следует 3-4х-значный код выпускаемого продукта, и последняя цифра контрольная формируемая самой системой. Разберем на примере. Кондитерская компания выпускает шоколад. По системе EAN-13, одному виду продукции, скажем молочному шоколаду с миндалем, был присвоен номер 4604780430549. Это означает: 460 – компания зарегистрирована в России, 478043- персональный номер кондитерской компании, 054- номер молочного шоколада с миндалем и 9– контрольная цифра, подтверждающая верность штрихкода. Последняя цифра формируется из предыдущих 12 цифр, особым образом сложенных вместе. Технология расчета последнего показателя не так сложна и ее можно рассчитать самостоятельно. Так произведите нумерацию чисел, начиная с последнего, то есть контрольного. Сложите между собой все цифры соответствующие 2,4,6,8,10,12. получившуюся сумму умножьте на три. Далее, сложите между собой, числа соответствующие 1,3,5,7,9,11,13. вычислите сумму последних двух действий и найдите число, кратное 10 и максимально приближенное к полученной сумме. Например, рассчитаем контрольную цифру для штрихкода уже известного нам молочного шоколада с миндалем.

13 12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Номер штрих кода 4 6 0 4 7 8 0 4 3 0 5 4 х
1 6 + 4 + 8 + 4 + 0 + 4 26
2 26 * 3 78
3 4 + 0 + 7 + 0 + 3 + 5 19
78 + 19 97

Таким образом, получается, что контрольная цифра – 9, поскольку это максимально возможное число, кратное 10.

Стоит заметить, что каждый товар, имеющий свои отличительные особенности, должен иметь собственный кодовый номер. Это касается не только цветовых и размерных отличий, но и типа упаковки. Например одиночные товары, скажем шоколада, имеют один номер, а упаковка этих же изделий – уже другой. Это объясняется системой скидок, устанавливаемых при массовых покупках и удобством учета продукции на складах. Кстати, в случае наличия штрихкода на групповую упаковку товара, штрихкоды единичных упаковок не должны быть видны. А если групповая упаковка прозрачна – то использовать штрихкод одной продукции и вручную внести число изделий. При нанесении штрихкодового графического изображения необходимо выбирать место положения максимально ровное и открытое, иначе процесс считывания может осложниться.

Считывание штрихового кодирования происходит при помощи лазерного луча исходящего из сканера. При этом, лазерный луч должен пресечь все черно-белые полосы по горизонтали. Только если луч пересек весь рисунок, он сможет восстановить код продукции. Существует небольшая тонкость с контрольным разрядом – сканер на основе двенадцати выявленных чисел рассчитывает 13, и если она совпадает со сканированной последней цифрой, считывание проходит успешно. По завершению этого процесса, сканер издает звуковой сигнал, подтверждающий успешность считывания. А если данные не совпадают, то информация не будет передаваться, и сигнала не последует. На эффективность считывания штрихкода большую роль играет размер самого изображения. Величина полосок и пробелов, а также размер символов (цифрового кода) являются фиксированными. Так высота штриха должна составлять 2.3 см, ширина всего изображения 3.7 см, высота – 2.6 см. однако существует возможность увеличения и уменьшения приведенных параметров, но это должно происходить с соблюдением пропорций. Минимальная величина изображения составляет 2.9 в ширину, и 2.0 в высоту.

Некоторые виды продукции, не позволяют наносить столь большой штрихкод, и для них используется другой формат кодирования – восьмизначный EAN- 8. Система кодирования изменений практически не понесла, первые три цифры указывают на страну, в которой зарегистрирована компания, следующие 4 – вид продукции, и последняя цифра контрольная, формирующаяся из предшествующих семи (по той же технологии, как в EAN-13). При этом кода компании не прописывается. Просто каждой группе товаров присваивается свой номер. За счет меньшего количества символов, сокращается и величина штрихкода. Так, параметры мини-штрихкода следующие: ширина изображения -2.1 см, высота 2.6 см. опять же возможно пропорциональное увеличение или уменьшение штрихкода, минимальный размер – 2.1см на 1.7см. Однако использование системы штрихкодирования EAN-8, позволено не всем желающим компаниям. А только товарам с малогабаритными размерами. Причем процесс отбора подходящих товаров происходит очень строго и тщательно. Так представитель ассоциации ЮНИСКАН/ EAN РОССИЯ не вправе решать, кому присваивать восьмизначный код, этим занимается непосредственно центральный офис. Причем для получения разрешения, в офис официального представительства необходимо прислать не только заявление на укороченный номер, но и указать размер изделия и выслать образец этикетки. Право на EAN – 8, получает тот товар, у которого стандартный штрихкод (тринадцатизначный) занимает более четверти печатной поверхности этикетки.

Еще одной важной особенностью штрихкода является его цвет и контрастность. Так как считывание кода осуществляется лазером, то от степени яркости полос зависит скорость и четкость работы сканера. Максимальная контрастность существует при чередовании черных и белых полос, однако, далеко не все поверхности изделий имеют белый цвет. Конечно, возможно считывание и при других цветах. Но лучше все же просто создать самоклеящийся штрихкод и прикрепить его к упаковке продукции.

Таким образом, мы рассмотрели технологию и закономерности формирования штрихкодов, ну а как же изготовить и нанести само изображение?

Чаще всего штрихкод размещается на упаковке изделия или этикетке, прикрепленной к нему. Для этого, обычно на упаковке, в месте расположения штрихкода оставляют белое, прямоугольное пространство, куда в дальнейшем и наносят графическое изображение. Лучше всего если наносить штрихкод будет та же компания, которая печатала этикетку или упаковку для продукции. Для того, чтобы штрихкод был нанесен максимально четко и правильно, в типографию необходимо предоставить «фильм-мастер», то есть высокого качества штрихкод, записанный на специальную пленку и предназначенный для печати в типографии. Получить такой фильм-мастер можно в специализированных компаниях, где создают так называемые макеты изображений штрихкодов, с максимальной четкостью соблюдая все правила формирования кодового номера. Один «фильм-мастер» предназначен для печати одной партии этикеток, не зависимо от ее количества. Некоторые типографии оснащены оборудованием, позволяющим использовать не только пленку «фильм-мастера», но и компьютерное изображение штрихкода, на диске «мастер-файл», подобная система снижает затраты на приобретение образца печати и пригодно для многоразового использования. Однако при заказе программы «мастер-файл», стоит серьезно подходить к выбору компании разработчика, иначе, если образец будет выполнен не правильно, с нарушением технологии, процесс считывания либо вообще будет невозможен, либо будет нарушен.

Кроме того, вы можете самостоятельно осуществлять печать этикеток, с помощью специальных принтеров этикеток. Для этого используется особая самоклеющаяся бумага, на которую, по заданной программе и наносится изображение. Для того, чтобы проводить самостоятельную печать этикеток, достаточно лишь купить соответствующее оборудование, ни каких специфических навыков не требуется. Правда есть один недостаток – печатаются лишь этикетки со штриховым кодом, который потом необходимо вручную приклеивать к изделиям. Потому подобная технология удобна для небольших предприятий, с ограниченным количеством товара.

Нашей компанией, Центр КТ, представлены практически все известные бренд оборудования штрихкодирования, если вас интересует товар которого вы не нашли на сайте, можете обратиться к нашим менеджерам по телефону, и они помогут подобрать вам аналогичный товар, или порекомендовать партнера где его можно приобрести

В заключение хотелось бы указать несколько особенностей штрихкодов, которые стоит знать и иметь в виду при работе с ними:

  • Штриховой код служит свидетельством не страны изготовителя товара, а страны, в которой зарегистрирована компания. (Компания может быть зарегистрированной во Франции, а товар производится в Китае – первые три цифры будут соответствовать коду Франции).
  • Полный тринадцатизначный номер штрихкода всегда уникален, а вот отдельные элементы могут и совпадать. Например, номера компаний могут совпадать, если они находятся в разных странах. Номера продукта могут быть одинаковыми, если они выпускаются различными компаниями и так далее.
  • Товар одной и той же компании, но различный по массе, цвету, форме, сорту должны иметь разные штрихкодовые номера.
  • В магазинах номер штрихкода показывает наименование товара и присвоенную ему цену, следовательно, товары с различной стоимостью должны иметь разные штрихкоды.
  • Штрихкод на единичной и групповой упаковке должен различаться.
  • Изменение размеров штрихкода должно происходить с четким соблюдением пропорций.
  • Изменение штрихкода по высоте крайне нежелательно. Во всяком случае, оно не должно превышать 30%, иначе сканер не сможет распознать зашифрованную информацию.
  • Не желательно печатать штрихкод на неровной поверхности.
  • Необходимо соблюдать контрастность при печати штрихкода.
  • Качественно напечатанный штрихкод считывается сканером с первой попытки.

Статьи о штрихкоде

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

обратный звонок