Меню

Процесс приемки товара на склад

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи об автоматизации: »Процесс приемки товара на склад

Процесс поступления товаров на склад компании-дистрибьютора начинается с закупок. Именно от эффективности взаимодействия складской и закупочной служб, от своевременного обмена информацией между ними зависит, насколько склад будет подготовлен к приемке товара и насколько быстро он сможет выполнить эту функцию.

Процесс приемки товара на склад

Зачастую периодичность и объем поставок являются камнем преткновения между отделом закупок и складом. Отделу закупок удобнее делать редкие закупки крупными партиями, при этом, чтобы поддержать хорошие отношения с поставщиками и получить дополнительные скидки, их можно осуществлять по удобному для поставщиков графику. Склад заинтересован в равномерной загрузке своих мощностей и, следовательно, ритмичном поступлении продукции. Первопричиной конфликта становится отсутствие системы управления запасами, а также подразделения, осуществляющего единое управление ими в рамках предприятия.

Оптимизация системы управления запасами — процесс длительный и сложный, но есть методы, существенно облегчающие работу по приемке товаров на склад в достаточно короткие сроки.

План поставок. Как правило, отдел закупок взаимодействует с определенным количеством поставщиков и имеет, возможность фиксировать и накапливать информацию о продолжительности обработки заказов и доставки заказанной продукции поставщиками. Располагая данными о продолжительности цикла заказа, можно планировать дату поступления грузов на склад, а зная предельные значения мощности склада по приемке товаров в смену (или в сутки) - обеспечить относительно равномерную нагрузку на склад поступающими товарами от нескольких поставщиков. Для этого необходимо составить такой план размещения заказов у поставщиков (и соответственно поставок товаров на склад), при котором суточный объем поступающих грузов не будет превышать 75...80% от предельной мощности склада по приемке.

Очевидно, что план поставок не может быть исполнен с абсолютной точностью. Отклонение фактической даты поставки от планируемой бывает по разным причинам, связанным с надежностью поставщиков и транспортных компаний. Однако в любом случае работа склада будет более равномерной, а ресурсы склада будут использоваться более эффективно. Планирование можно осуществлять как с помощью функций корпоративной информационной системы, так и более простых инструментов (Excel или MS Project).

Упрощенный пример составления и корректировки графика поставок товаров на склад представлен на графиках. На первом этапе в таблицу вносят данные о цикле заказа, объеме поставок. Сумму объема поставок на склад сравнивают с эффективной мощностью отдела приемки.

Используемое на складах оборудование для штрихового кодирования может быть стационарным, носимым (для использования непосредственно складскими работниками) или мобильным, т. е. его устанавливают на складской транспорт — погрузчики, электрические тележки и т. п. У мобильных терминалов в отличие от ручных экран и клавиатура больших размеров.

Терминалы подразделяются также на автономные, так называемые батч-терминалы, и радиотерминалы. На автономные устройства информация из системы управления складом передается с некоторой задержкой. Радиотерминалы обеспечивают прямой доступ к системе управления складом а режиме реального времени, поэтому сейчас крупные предприятия не используют автономные технологии, и склады-морозильники в этом смысле не исключение. Оснащение радиотерминалами подразумевает организацию радиосети на складе, т. е. установку нескольких беспроводных шлюзов для доступа терминалов по радиоканалу в сеть предприятия. Но морозильник - это особое, полностью отделенное от основного склада помещение. Здесь очень низкая температура, до -30 °С, поэтому холодный склад имеет значительные конструктивные отличия по теплоизоляции, вентиляции, кондиционированию. В частности, здесь должны быть толстые стены с хорошей термоизоляцией.

Обеспечить работу радиосвязи без установки дополнительной точки доступа в самом морозильнике не удается - электромагнитные волны не пройдут сквозь перекрытия. Есть два варианта решения этой проблемы. Первый - это расположить точку радиодоступа на внешней стене холодильника и протянуть кабель сквозь стену к установленной внутри антенне. В этом случае сама точка доступа находится в обычных для нее условиях и нормально функционирует. Второй вариант - установить точку доступа прямо в морозильнике, но в специальном термобоксе — термоизолированном ящике, внутри которого находится система термостатов, поддерживающих необходимую для работы радиооборудования температуру. Трудно сказать, какой вариант предпочтительней, но при установке радиооборудования в холодных помещениях эти моменты не стоит упускать из виду.

У технологии маркировки в таких условиях тоже своя специфика. Если груз поступает на рефрижераторный склад с уже наклеенным штрих-кодом, то ничего страшного не происходит: если наклейка и покроется инеем, то можно ее очистить и отсканировать. Но проводить маркировку непосредственно в морозильнике проблематично, поскольку хранящаяся там продукция обычно покрывается льдом и наклеить этикетку на нее практически невозможно. В таких случаях правильнее будет использовать пластиковые бирки, которые тем или иным способом, обычно проволокой, прикрепляют к хранящимся товарам.

Кроме того, все шире используется технология радиочастотной идентификации RFID, в первую очередь для маркировки тары, а не непосредственно единиц хранения.

Допустим, в складе-морозильнике хрянятся туши. В этом случае можно маркироватъ не сами туши, а крюки, на которых они висят. Крюки в этом случае рассматриваются как места хранения, поэтому можно однозначно определить, что на них находится. Для внутрискладских нужд крюки можно маркировать RFID-метками, поскольку они лишены такого очевидного недостатка штрих-кода, как плохая читаемость из-за обледенения этикеток или стекол сканера. Радиометки достаточно хорошо функционируют в широком диапазоне температур. Есть и такие, что могут работать в морозильниках. На складе, где обычно поддерживается температура ниже — 20 °С, более целесообразно бывает использовать радиометки, чем штрих-код на этикетке, хотя они существенно дороже. Почему? Да потому, что крюков конечное множество, и метки можно использовать многократно. Ощутимую выгоду приносит и значительное увеличение скорости считывания: теперь не надо подходить к каждой туше на крюке, чтобы ее отсканировать -достаточно провести RFID-сканером по их ряду.

Процесс приемки товара на склад

Радиочастотная технология часто используется в автоматическом режиме: на выходе из морозильника ставят антенну, которая регистрирует радиометки на перемещающихся грузах. Если мы знаем, что метка находилась на складе и прошла через ворота, то автоматически регистрируется «выход» груза, и наоборот, если раньше ее на складе не было, но она появилась-«вход».

Вообще точно так же можно маркировать любую тару, используемую в складах-морозильниках, И тогда преимущества RFID становятся очевидными: возрастает эффективность обработки грузов и отпадает необходимость визуального контакта с идентифицируемым грузом.

Какие еще рекомендации можно было бы дать тем, кто хочет оснастить склад-морозильник соответствующими маркировочным и идентификационным оборудованием, например, терминалами сбора данных? Довольно часто владелец склада стремится обойтись хоть каким-нибудь оборудованием, при выборе которого решающим фактором является только цена. Правило: «Скупой платит дважды» — одно для всех, но, как водится, люди предпочитают вначале наступить на грабли, вместо того чтобы их обойти.

На Западе работающие в высококонкурентной среде крупные фирмы, например розничной торговли, которые существуют достаточно давно, накопили определенный опыт и хорошо знают, как оборудование для маркировки и идентификации товаров применяется на складе. И в нашей стране профессионально работающие компании уже думают «по-западному» и считают затраты, причем не только цену оборудования, но и так называемую стоимость владения, потому что последняя может в разы превысить затраты на приобретение. Условно говоря, если купить дешевые терминалы сомнительного происхождения, а такие устройства стоят сегодня порядка 200 USD, то вполне вероятно, что их придется менять раз пять в течение года, причем по негарантийным случаям. А бывает, что приходится подкупить еще штук пять таких же на смену вышедшим из строя. Это касается не только непосредственно оборудования - терминалов, погрузчиков, стеллажей и др., но и программного обеспечения, системы управления складом. Если бизнес нацелен на рост, то дешевое решение очень быстро станет «узким местом», но тогда замену его придется делать уже в процессе работы.

Учитывая сказанное, мы советуем приобретать современные терминалы и иную технику, пусть даже сравнительно недорогую, у ведущих производителей. У них можно найти устройства, которые изначально рассчитаны на то, что в дальнейшем ваше предприятие будет расширяться (а возможности техники должны расти вместе с бизнесом). Лидеры мирового рынка именно этот принцип ставят во главу угла и таким образом разрабатывают все решения для заказчиков. Если прежде на складе применяли терминалы сбора данных, оборудованные сканером штрих-кода, но в дальнейшем было принято решение перейти на RFID, то вам не понадобится полностью менять все оборудование. Достаточно будет либо установить дополнительный модуль для считывания радиометок, либо заменить сканер штрих-кода на модуль считывания RFID. Больше ничего менять не придется - терминал будет работать точно так же. Не стоит забывать и о том, что у ведущих производителей надежность терминалов намного выше.

Подготовка склада к приемке. Обычно на многих складах никакой подготовки к приемке товара вообще не проводят, а перечень и объем товаров, подлежащих приемке, становится известен лишь по прибытии транспортного средства на склад. Такой принцип работы выливается в регулярные авралы, возникают очереди транспортных средств, ожидающих разгрузки. Из-за отсутствия подготовленных мест хранения товар размещают в проездах, что в дальнейшем существенно усложняет работу склада. Избежать подобных проблем позволит своевременная подача на склад точной информации об ожидаемых поставках:

  • перечень товарных позиций;
  • количество, масса, объем поступающего товара (в том числе по каждой товарной позиции);
  • сроки поступления;
  • сроки хранения груза, условия размещения на складе с учетом товарного соседства;
  • наименование поставщика;
  • тип тары (короба, паллеты); стандарт укладки на поддоны, расчетное число паллет;
  • информация о дополнительной сопроводительной документации (сертификаты соответствия и т. д.);
  • количество свободных мест на складе, их месторасположение (адрес).

Для удобства следует создать специальную форму документа, куда эта информация экспортировалась бы автоматически либо вносилась вручную, в зависимости от возможностей информационной системы управления складом. Складская служба, имея информацию об ожидаемых поставках, сможет подготовить пространство в зоне приемки, определить количество персонала для разгрузки и проверки количества и качества товаров, подготовить необходимую технику, тару, упаковочный материал и затем правильно и эффективно разместить поступающую на хранение продукцию.

Нашей компанией, Центр КТ, представлены практически все известные бренд оборудования штрихкодирования, если вас интересует товар которого вы не нашли на сайте, можете обратиться к нашим менеджерам по телефону, и они помогут подобрать вам аналогичный товар, или порекомендовать партнера где его можно приобрести


Статьи об автоматизации

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

обратный звонок