Меню

Применение штрих-кодирования в системе производства и учета талонов на нефтепродукты

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи о штрихкоде »Применение штрих-кодирования в системе производства и учета талонов на нефтепродукты

Применение штрих-кодирования в системе учета топливных талонов В данной статье рассматривается круг проблем, с которыми сталкивается компания, реализующая нефтепродукты через сеть АЗС, с помощью систем безналичной оплаты за топливо, а именно — по талонам и электронным картам. Также в этой статье вы найдете описания опробованных на практике эффективных методов решения возникающих в этой области проблем.

Талон на топливо является наиболее привычным для автохозяйств, и потому распространенным, способом безналичной оплаты за нефтепродукты. В связи с этим топливные компании вынуждены активно использовать его при взаимодействии с клиентами.

    Но топливный талон имеет несколько существенных недостатков для топливной компании, а именно:
  • велика вероятность подделки талона (особенно в случае бессрочности его действия);
  • сильно затрудненно вычисление остатков талонов (а, следовательно, нефтепродуктов), находящихся в запасах у клиентов;
  • технологические трудности при выдаче значительных объемов талонов клиенту (пересчет занимает продолжительное время);
  • аналогичные трудности при пересчете талонов, прошедших через АЗС.
    Минусами талонной системы для клиентов являются следующие моменты:
  • необходима их ежедневная (или периодическая) выдача водителям, что требует дополнительных работников в автохозяйстве для учета талонов на нефтепродукты;
  • затруднен контроль над тем, где именно и когда именно водители производили заправку;
  • возможности хищений нефтепродуктов путем передачи части, полученных в автопредприятии талонов, третьим лицам.

И с теми и с другими недостатками существуют способы борьбы, которые и описаны ниже.

Технология штрих-кодирования применительно к талонам

Для решения проблем, связанных с топливным талоном, топливная компания может прибегнуть к штрих-кодированию, минусы клиентов талонной системы могут быть нивелированы переходом на электронные карты. Причем, переход на топливные карты выгоден и топливной компании, но, в связи с распространенностью талонной системы, тотального отказа от талонов не происходит.

Что же получит компания, напечатав штрих-код на топливных талонах? С помощью системы штрих-кодирования могут быть сведены к минимуму или исключены совсем все упомянутые выше недостатки талонной системы. Конечно, это не произойдет одним только нанесением штрих-кода на талон, нужна сложная учетная и технологическая системы, но результат подобных усилий оправдывает себя на сто процентов! Рассмотрим подобную систему подробнее.

Одним из первых вопросов, которые возникают при планировании создания такого комплекса, связан с выбором системы штрих-кодирования и содержанием штрих-кода, т.е. каким образом будет выглядеть штрих-код, и какую информацию он будет в себе нести при раскодировании.

Принципиально по внешнему виду отличаются одномерные и двумерные штрих-коды. В двумерных штрих-кодах может содержаться больше информации при том же занимаемом на талоне месте, но есть у такого кодирования и недостаток — при повреждении даже самой малой части штрих-кода, данные из него не смогут быть прочитаны. Этот недостаток не позволяет использовать более перспективный двумерный штрих-код из-за особенностей использования талона, а именно, то, что топливный талон проходит через множество рук (иногда не очень аккуратных), и вероятность повреждения части штрих-кода очень велика

На одномерные штрих-коды существуют несколько стандартов, стандарты отличаются по способу кодирования символов внутри штрих-кода, и немного по внешнему виду кода. Т.к. в нашем случае мы строим закрытую систему, и нам не требуется регистрация штрих-кода в международной ассоциации, то можно выбрать любую одномерную кодировку, исходя из других критериев, а именно, стрессо-устойчивости кода перед повреждениями (измятый или поцарапанный талон).

Итак, мы провели серию тестов различных кодировок в применении к конкретному размеру талона, и конкретному сканеру штрих-кодов, и определили, какой именно вариант будет наиболее стойко переносить жесткие условия использования талонов. Теперь мы должны определить, какую именно информацию следует помещать внутрь штрих-кода, и какая информация должна быть напечатана рядом со штрих-кодом дополнительно. Логично, например, использовать информацию о номере талона, номере партии талонов, виде топлива и номинале талона. Эту же информацию стоит продублировать и в не зашифрованном виде рядом со штрих-кодом для удобства пользования талоном, а также для ввода этой информации в учетные системы при невозможности прочитать штрих-код. Также в штрих-код нужно поместить одно или несколько контрольных чисел, которые будут обеспечивать проверку корректности расшифровки информации, содержащейся в штрих-коде.

Необходимыми аспектами будут также специальные ограничительные символы, которые будут печататься до и после номера талона, для того чтобы не было возможности удалить первую или последнюю цифру номера, с целью запутывания контроля. Вторым аспектом защиты, связанным непосредственно с технологией штрих-кодирования будет нелинейная зашифровка информации перед помещением ее в штрих-код. Т.е. потенциальный мошенник, используя сканер штрих-кода, и не имея алгоритма расшифровки, не сможет понять, что именно содержится в данном штрих-коде, причем не сможет расшифровать информацию, используя даже много настоящих талонов для расшифровки. Еще более усложнить задачу мошенников можно, используя специальные подстановочные таблицы номеров талонов. В этом случае номер топливного талона, напечатанный на нем, и номер талона, содержащийся внутри штрих-кода, не будут иметь между собой совершенно никакой связи, и подделка будет невозможна в принципе (конечно, исключая утечку информации из самой организации, эмитирующей талоны).

Мы рассмотрели, что именно нужно включить в штрих-код, но не указали, что делать с этой информацией. Рассмотрим жизненный цикл талона и поэтапно рассмотрим проблемы и решения, возникающие на каждом этапе.

В рамках данной статьи мы не рассматриваем этапы производства талона, связанные с выбором бумаги, краски и пр., т.к. это тема для отдельного обзора. Допустим, что перед нанесением штрих-кода к нам поступают заготовки талона на листах А3 в пачках по 300 листов. Наша задача нанести штрих-код на все талоны, расположенные на каждом листе А3, причем обеспечить их видимую (напечатанную) нумерацию таким образом, что завершением процесса производства будет только резка пачек и упаковка. Т.е. необходимо исключить процесс сортировки талонов по последовательным номерам перед их упаковкой. Это можно сделать, только распечатывая штрих-код сразу на целой пачке заготовок А3, толщиной 300 листов, причем так, что последовательные номера идут не рядом, а под друг другом на разных листах заготовки. Тогда останется, только разрезать пачку заготовок и получить несколько готовых к упаковке пачек талонов! Таким образом, мы уже сокращаем накладные расходы при производстве талонов, т.к. автоматизируем значительную часть типографского цикла, убирая из нее процесс сортировки по номерам

Существуют и альтернативные методы производства штрих-кода, которые предлагаются многими фирмами как единственно возможное решение проблемы. Например, термопечать штрих-кодов на специализированных термо-диффузионных принтерах с 'бесконечной' лентой. Причем за один проход печатается только один талон, и он последовательно укладывается (книжкой) на предыдущий. Такой способ не выдерживает никакой критики, сразу по нескольким причинам

  • Скорость работы такого оборудования невелика, притом, что за один проход печатается только один талон, печать большого тиража может занять больше времени, чем действует талон!
  • Т.к. используется узкоспециализированный принтер, то он имеет свои ограничения на тип и размер бумаги, что часто делает невозможным использование привычного формата талона;
  • По той же причине может оказаться, что принтер умеет печатать только определенные типы штрих-кода, формируемые его процессором, что снижает шансы на использование собственных алгоритмов штрих-кодирования и понижает защиту талона от подделок;
  • Вполне вероятно, может оказаться, что типография не сможет напечатать 'рубашку' талона на такой узкой ленте, которая используется в термо-принтерах, а соответственно, напечатать штрих-код вообще не удастся;
  • Но, самой большой проблемой является тот факт, что используется термическая печать — проведенные тесты показали, что штрих-код, напечатанный таким методом, не обладает достаточной устойчивостью, т.е. после возврата талона из оборота (после прохождения его через руки водителя, оператора АЗС, пересчета и пр.) штрих-код окажется НЕЧИТАЕМЫМ, что сведет к нулю все усилия!

Преодоление недостатков талонной системы

Как же технология штрих-кодирования может устранить рассмотренные выше недостатки? Естественно, что в процессе печати штрих-кода и нанесения номера талона формируется база данных, содержащая в себе все номера талонов, которые когда-либо были напечатаны. Помимо этого там содержится информация о серии талона, виде топлива и номинале (если мы заложили эти возможности). Также, в этой базе должна содержатся информация о талонах, которые были забракованы в процессе производства, и возможно, какая-либо дополнительная информация.

Другие данные, описывающие дальнейшие этапы жизненного цикла талона будут дополнять собой информацию, уже содержащуюся в первичной базе данных, т.к. все существующие номера талонов там уже есть. Такие данные могут заноситься в другие базы данных, но в итоге должны быть проанализированы в комплексе, что и выявит все подделки, дубликаты или недостатки в учете талонов. А также можно будет получить аналитические отчеты по действительному остатку талонов у клиентов на руках (т.е. вычислить задолженность компании перед клиентами по этой статье учета). Ниже эти аспекты будут освещены подробнее.

Следующим этапом жизненного цикла талона после типографии (производства) будет этап продажи (выдачи) талонов клиентам. На данном этапе с помощью штрих-кодов также преодолевается один из недостатков талонной системы. Эта проблема возникает в случае, если клиенту выдается не целая коробка/пачка талонов, а ее дробная часть (что происходит почти всегда). Без использования штрих-кодов было необходимо на калькуляторе определять количество талона, которое должно быть изъято из данной пачки для выдачи, а также вручную заполнить вид топлива и номинал талона в документах, выписываемых клиенту при этом. С использованием сканера штрих-кодов процедура существенно упрощается, убыстряется и исключает ошибки, т.к. из первого штрих-кода в пачке берется вся информация о виде топлива, номинале талона и его номера и компьютер подсказывает оператору, какой именно номер талона должен быть выдан клиенту последним.

Естественно, что вся информация о выдаче талонов вместе с информацией кому, кем и когда они были выданы, собирается в базе данных, которая в последующем будет использована в составлении единого баланса талона, о чем подробнее будет сказано ниже.

После того, как талон попал в руки к потребителю, он предъявляется на АЗС по мере необходимости для заправки. Обычно установка сканера штрих-кода на АЗС не требуется, но если такая система будет установлена и налажена оперативная связь между эмиссионным центром и каждой АЗС, то появится возможность выявлять украденные талоны (талоны, внесенные в черный список) на этапе их приема, и соответственно, находить виновника хищения. Однако следует отметить, что добавление подобной возможности в комплекс резко поднимает его общую стоимость, а отдача от таких вложений представляется не очень большой. Поэтому, стандартно такая возможность не реализуется, тем более что, в случае подобных мер, талонная система вплотную приближается к возможностям системы электронных карт, но существенно превышает ее по стоимости эксплуатации. Также не следует забывать, что в случае установки сканеров на АЗС придется передавать туда и алгоритм расшифровки штрих-кодов, что увеличит потенциальное число точек утечки служебной информации (даже притом, что этот алгоритм будет соответствующим образом защищен).

После погашения талона на АЗС вся талонная масса возвращается в эмиссионный центр для завершения жизненного цикла талона. Задача в данном случае состоит в том, чтобы просканировать все талоны, и дополнить этот ввод информацией о том, когда и откуда поступил данный погашенный талон. Это наиболее емкий по времени и трудоемкий этап жизненного цикла талона, т.к. весь тираж талона теперь представлен десятками ящиков плохо упакованной разнородно помятой и поцарапанной бумаги. На этом завершающем этапе и будет видна стойкость нанесения штрих-кода на заготовки талонов. В случае если штрих-код на большом количестве талонов будет поврежден - учет будет невозможен, и затраченные средства на введение такой системы учета будут выброшены впустую.

Для того чтобы обработать такие массивы талонов обычных сканеров штрих-кода не достаточно, поэтому необходимо использовать самые производительные многоплоскостные лазерные сканеры с интерфейсом RS-232, а также (или вместо сканеров) специальную машину для автоматизированного сканирования (такой аппарат совмещает в себе счетчик купюр и сканирующую головку, а также имеет интерфейс для подключения к компьютеру). Причем база данных, аккумулирующая информацию о сканированных талонах, должна быть хорошо оптимизирована, т.к. должна поддерживать режим реального времени сразу для нескольких сканеров одновременно. Также такая база данных должна поддерживать ввод талонов не со сканера, а вручную по одному номеру или по диапазону номеров. Это нужно для ввода в базу данных талонов, которые окончательно утратили штрих-код, и для тех талонов, которые оказались лишними и так и остались лежать на складе готовой продукции, упакованные в пачки. В процессе сканирования талона сразу осуществляются проверки, и если талон не соответствует своей серии или вообще не был напечатан, или был занесен в черный список (как похищенный) и т.д., то это будет сразу отображено на экране и соответственно, инициализирована процедура расследования данного инцидента.

Мы рассмотрели все этапы жизненного цикла одноразового талона, также неоднократно упоминались компьютерные базы данных, что же в итоге? Конечно же, вся собранная информация из нескольких баз данных должна попасть в одну базу данных, в которой и будет построен единый баланс талона по каждой из выпускаемых серий. В это же базе будут произведены все контрольные вычисления, позволяющие определить ошибки учета на любом этапе, либо умышленные злонамеренные вмешательства в процесс оборота талона.

    Резюмируя все вышесказанное, повторим недостатки талонной системы, но теперь сразу приведем результат, который достигнут с помощью штрих-кодирования:
  • Проблема: велика вероятность подделки талона (особенно в случае бессрочности его действия);
    Решение: попытки подделки талона могут быть 100% выявлены и приняты превентивные меры, а в случае наличия сканеров на АЗС - такие талоны будут гарантированно не приняты, а водитель - отслежен.
  • Проблема: сильно затрудненно вычисление остатков талонов (а, следовательно, нефтепродуктов), находящихся в запасах у клиентов;
    Решение: после возврата части талонов с АЗС и их сканирования может быть точно вычислено, сколько талонов осталось в запасах у клиентов.
  • Проблема: технологические трудности при выдаче значительных объемов талонов клиенту (пересчет занимает продолжительное время);
    Решение: как было подробнее описано выше, сканер штрих-кодов на выдаче талонов решает многие технические проблемы этого процесса и существенно ускоряет его.
  • Проблема: аналогичные трудности при пересчете талонов, прошедших через АЗС.
    Решение: при простом пересчете талонов на счетчиках купюр возникает масса ошибок, т.к. часто путаются уже пересчитанные и еще не пересчитанные талоны, эта проблема полностью снимается, т.к. компьютер сразу же сообщает оператору о повторном сканировании данного талона и в учет его не принимает. Причем, закладывается механизм сверки данных о данном дубликате для выяснения подделка это или ошибка оператора сканера, два раза просканировавшего один и тот же талон.

Таким образом, все существенные недостатки талонной системы, с которыми сталкивается топливная компания, в процессе ее эксплуатации могут быть успешно нивелированы введением комплекса штрих-кодирования и учета штрих-кодированных талонов, что доказано многолетней практикой.


Статьи о штрихкоде

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

обратный звонок