Меню

Магазин у дома: житель всегда прав!

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи об автоматизации: »Магазин у дома: житель всегда прав!

На сегодняшний день в Москве есть два розничных формата, которые администрация всех уровней готова поддерживать обеими руками. Первый - это магазины cash&carry с огромным ассортиментом и низкими ценами (кстати, о необходимости создания цивилизованной оптовой торговли Юрий Лужков начал говорить задолго до появления первого "Meтро" в столице). Второй популярный формат - магазины "по соседству", расположенные в густонаселенных районах, малой площади, с ограниченным ассортиментом, но рядом с домом.

В марте этого года вице-мэр Валерий Шанцев четко и ясно озвучил взгляд московского правительства на то, какие магазины нужны городу. Он объявил, что приоритетным направлением городской программы развития торговли станет открытие небольших магазинов в жилых районах.

Торговые объекты формата магазина "по соседству" призваны возместить гражданам недостаток продуктовых магазинов возле дома. Особенно остро этот недостаток чувствуется в центральном округе: после приватизации большинство булочных, кондитерских и "Продуктов" превратилось в бутики и рестораны. В этом году закрылись друг за другом "Диета", "Елисеевский" и "Дары моря" на Тверской. Жители прилегающих кварталов от этого факта явно не в восторге. Немногим лучше обстоят дела и в других центральных районах. На Комсомольском проспекте, например, близка к закрытию "Обь", торгующая через прилавок. Несмотря на все претензии к вечно отсутствующим на рабочем месте продавщицам, многие жители ближайших к магазину домов будут жалеть об "Оби": все другие магазины и рынок расположены намного дальше.

Наполеоновские планы?

По словам Валерия Шанцева, через три года в каждом административном округе будет по сто магазинов в шаговой доступности. Префектуры должны подготовить под такие магазины помещения на первых этажах жилых домов и пристройки. Экспериментировать город будет в Южном административном округе - там в течение года появятся 20 пилотных проектов. В успехе затеи никто не сомневается. В отличие от прочих правительственных планов в области торговли (например, по созданию сети магазинов для малообеспеченных) осуществление программы открытия магазинов "у дома" представляется вполне правдоподобным. Оптимизм обусловлен немаловажным фактом - правительственная воля на этот раз полностью совпадает с желаниями и чаяниями игроков рынка. "Соседский" формат намерены развивать как мелкие игроки, так и крупные сети.

Пять минут, пять минут…

Стоит сразу заметить, что термины "соседский" магазин, магазин "на углу", "возле дома", "удобный" магазин (которые в принципе являются синонимами) в Москве не всегда означают одно и то же. Более того, ни одно из этих понятий, как правило, не соответствует зарубежному convenience store. В классическом виде convenience store - это магазин меньший, чем обычный супермаркет, с торговой площадью не более 800 м2.

Нашей компанией представлены практически все известные бренды оборудования штрихкодирования, если вас интересует товар, которого вы не нашли на сайте, можете обратиться к нашим менеджерам по телефону, и они помогут подобрать вам аналогичный товар, или порекомендовать партнера где его можно приобрести.

Для организации магазинов на углу используются торговые помещения около 500 м2, причем в каждом отдельном случае эта цифра может корректироваться как в меньшую, так и в большую сторону. Как правило, это уже существующие помещения, занимаемые до последнего времени различными магазинами советских форматов. Для этих целей используются все более или менее подходящие магазины, доступные для аренды или покупки. Это могут быть бывшие кулинарии, "Продукты", "Океаны" и др.

По некоторым оценкам, в Москве порядка 4000 помещений, подходящих под формат соседского магазина. Создание магазинов у дома обходится в меньшую сумму, чем открытие супермаркетов. Затраты на ремонт и оборудование такого объекта могут составить $200-300 тыс., а могут и $1 млн (в зависимости от района, помещения, специализации). Так что даже максимальные цифры инвестиций как минимум вдвое ниже, чем затраты на классический супермаркет. Кроме того, в отличие от супермаркета, здесь не нужен лоск - соседский формат привязывает покупателя за счет иных факторов. Любой подобный магазин предполагает узкую зону обслуживания. Его целевая аудитория - люди, живущие в пяти минутах ходьбы, независимо от их возраста, пола и достатка. Обычная практика ценообразования в таких магазинах - держать цены как в супермаркете. Покупатель готов платить за близость магазина к дому.

"Соседский" ассортимент

Ассортиментная матрица соседских магазинов, как правило, ограничена товарами повседневного спроса. Основная задача - отработать именно тот ассортимент, который востребован жителями ближайших домов. Например, если рядом есть дискаунтер, то в соседском магазине могут быть востребованы деликатесы и прочие продукты, не входящие в стандартную матрицу экономичного гастронома. Если в районе нет овощей и фруктов, имеет смысл уделить им особое внимание и т.д. При этом, как замечают практически все операторы, опробовавшие формат, оптимальный ассортимент можно установить только в результате анализа спроса жителей конкретного района. Ассортимент магазина на углу не должен быть слишком широким - как из соображений нехватки торговой площади, так и из-за необходимости поддерживать его стабильность. Концепция соседских магазинов "Седьмого Континента" - формата "7 шагов" - предполагает порядка 5000 ассортиментных позиций, из которых около 1000 - сопутствующие товары. В сети исключительно соседских магазинов "АБК" ассортиментный ряд гораздо скромнее - 3000-3500 наименований. В начале июня 2003 года сеть объявила об увеличении показателей посещаемости на 12% за счет комплекса мер по работе с ассортиментом. По словам Владислава Егорова, председателя совета директоров "АБК", поддержание стабильного ассортимента рассматривается сетью как один из важнейших показателей эффективности работы соседского универсама. Совершая покупки в среднем 3-5 раз в неделю, покупатели маленьких магазинов болезненно реагируют на отсутствие любимого товара.

Клиент всегда прав

Одна из важнейших отличительных черт магазина у дома - высокий сервис. Собственно, зарождение и триумфальное шествие формата по миру обусловлено способностью маленьких магазинов приспособиться к потребностям клиентов. За рубежом сonvenience stores работают круглосуточно, без выходных. Как правило, несмотря на ограниченное пространство, такие магазины стремятся предоставлять населению дополнительные услуги. В Японии, где магазины у дома необычайно популярны, есть даже поговорка: "Если рядом есть 7-Eleven (марка успешной японской сети), беспокоиться не о чем". Во многих магазинах установлены банкоматы, пункты цифровой распечатки фотографий, мониторы для бронирования билетов в кино, на самолет и т.д. Convenience stores в Японии стали настолько привычным атрибутом районной жизни, что в городе Итикава, например, с 1997 года справку с места жительства муниципальные служащие доставляют в магазин, где заказавший может забрать ее в любое удобное для него время.

В России услуги, оказываемые населению в магазинах соседского формата, редко выходят за рамки традиционных услуг, предоставляемых в супермаркетах. Если помещение позволяет, то стандартный набор выглядит так: аптечный пункт, салон связи, фото услуги. Основной конек магазина возле дома в плане обслуживания покупателей - адресное общение. В идеале продавец должен знать завсегдатаев в лицо, быть в курсе их дел и поддерживать в магазине непринужденную, домашнюю атмосферу.

Причины бума

Одной из первых проявила интерес к формату convenience stores компания "ТиК Продукты". Ее владельцы, продав "БИНу" шесть супермаркетов "Магнолия", сосредоточились именно на формате соседского магазина. Сама промышленно-финансовая компания "БИН" (сеть универсамов "Петровский") активно использует в рекламе слоган "магазин рядом с домом". И по заявлению Олега Гвоздика, заместителя генерального директора по маркетингу сети "Петровский", в настоящее время компания получает патент на эту фразу.

Многие участники рынка оценивают нишу магазинов по соседству как достаточно доходную и мало конкурентную. Действительно, конкурентами соседских являются исключительно магазины в шаговой доступности. При этом преимуществом магазина у дома перед дискаунтером является высокий сервис, перед палаткой - качественный и достаточно широкий ассортимент.

Еще одна серьезная причина, побуждающая ритейлеров идти в новый формат, - дефицит помещений под супермаркеты и высокая конкуренция за участки под гипермаркеты. Планы развития у всех сетей достаточно амбициозны. Для многих из них основным полем деятельности по-прежнему остается Москва.

- По причине усиления конкуренции в секторе недвижимости наметилась тенденция к резкому снижению числа подходящих торговых помещений, - говорит Наталья Сазонова. - В связи с этим, по нашим сведениям, компания, имеющая супермаркет в одном из торговых центров, приняла решение о самостоятельном строительстве большого числа магазинов на углу. К настоящему моменту работы по проекту уже ведутся в Южном округе города, и первые объекты начнут функционировать в сентябре.

В настоящее время найти помещение под магазин соседского формата пока не составляет труда. Большинство владельцев небольших продуктовых магазинчиков в спальных районах близки к решению о продаже активов.

- Выдержать ценовую конкуренцию с сетевыми магазинами невозможно, - говорит владелец пяти магазинов, два из которых сейчас закрыты, а два сданы в аренду под хозяйственные товары. - Мы были вынуждены закрыть магазин, когда в районе появился сетевой супермаркет. Может быть, соседский формат и выгоден, но только для больших сетей, которые диктуют поставщикам цены и имеют свой распределительный центр. На западе владельцы небольших магазинов объединяются в союзы и ассоциации, но в России менталитет иной, и ни одна попытка объединения разных карманов не была успешной.

Крупные сетевые операторы уже проявили свой интерес к формату магазин у дома. В 2002 году первые такие магазины открыла компания "Седьмой Континент". В 2003 году освоить формат и открыть около 10 convenience stores планирует и "Перекресток". Почти для всех сетей решение об освоении соседского формата связано с желанием захватить как можно большую долю рынка в каждом конкретном округе.

Подводные камни

Владельцам крупных сетей развивать соседский формат гораздо проще, чем отдельным ритейлерам. Прежде всего потому, что у них есть устойчивый ассортимент, отлаженные связи с поставщиками и низкие входные цены. Еще одно их преимущество - наличие финансового ресурса для быстрого развертывания сети небольших магазинов. Convenience stores эффективны в случае наличия 40-50 магазинов. При этих условиях и грамотном менеджменте магазины у дома могут приносить ту же прибыль, что и отдельные супермаркеты (за счет ограниченного ассортимента, централизации управления и меньших расходов на персонал и на поддержку ассортимента).

- Практически все ведущие продуктовые сети заявили о своем желании развивать формат соседского магазина, и многие из них приступили к активной реализации этих планов, - говорит Наталья Сазонова. - Эффективность организации магазина у дома стала очевидной. Жители спальных районов с удовольствием будут приобретать товары и услуги высокого качества в небольших магазинах рядом с домом.

В то же время есть ряд трудностей на пути освоения новой благодатной ниши. Первая - четкое следование концепции магазина у дома. Это не маленький супермаркет с ограниченным ассортиментом, а магазин, максимально соответствующий запросам жителей ближайших домов. Соответственно, ассортиментная политика должна быть гораздо более гибкой. Хиты продаж в соседских магазинах - свежая выпечка, молочка, овощи-фрукты, мясная гастрономия и алкоголь. Впрочем, если магазин находится в суперэлитном районе, то хитами могут быть и икра зернистая с мидиями. Аудитория магазинов у дома не столь чувствительна к цене, сколь к удобству и атмосфере. Для успешного функционирования convenience stores необходима немедленная реакция на запросы и пожелания покупателей-завсегдатаев.

Кроме концептуальных тонкостей, в освоении новой ниши есть и ряд технических сложностей. По словам Владимира Карнаухова, члена совета директоров ОАО "Седьмой Континент", на стадии ремонта магазина в жилом доме приходится преодолевать протесты жителей. Единственный выход - ведение разъяснительной работы совместно с префектурами. Стоит заметить, что иногда преодоление протестов влетает ритейлеру в копеечку. Например, часто жильцы требуют установки стеклопакетов в окна, мотивируя это шумом от разгружаемых машин.

Еще одна проблема - оформление прав собственности или аренды на технические подвалы. Зачастую оказывается, что потенциальные подсобные помещения принадлежат не тому же лицу, что помещение под магазин (несмотря на то, что вход в них возможен только из торгового зала).

Впрочем, совсем скоро, если планы московского правительства и сетевых операторов осуществятся в полном объеме, основной проблемой московских магазинов на углу станет конкурентная борьба. При равных ценах и равном уровне менеджмента ее исход зависит исключительно от "семейной" атмосферы и приветливых продавцов. А эти параметры относятся уже к высшей математике, если рассматривать грамотное устройство зала и оптимальный подбор ассортимента как арифметику.


Статьи об автоматизации





Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

обратный звонок