Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:00.
Меню

Как нас обманывают в магазинах

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи об автоматизации: »Как нас обманывают в магазинах

Когда-то, уже очень давно, когда я был ещё пацаном, попал я на один рынок. Нет возможности вспомнить, где это было. Точно помню, что не столичный. Впрочем, это не суть и важно. Я шёл вдоль стены рынка, ряды стояли к ней перпендикулярно и можно было видеть торговую жизнь "с торца". Ничего, в общем-то, примечательного там и не было видно. До тех пор, пока я не поровнялся с рядом, на крайнем месте которого сидел дедушка. Перед дедушкой стояли весы. Может знаете, такие весы-уточки. На которых на одну сторону ставится товар, а на вторую - гирьки, пока уточки клювики не сравняют. Так вот от той уточки, на которую ставился товар, к босой ноге дедушки шла рыболовная леска, оканчивающаяся петелькой на его большом пальце. Таким вот незатейливым манёвром дедушка зарабатывал себе ещё и на масло.

В ту же пору гирьковой эпохи было популярно высверливать из калиброванных гирек металл, а потом заливать на его место что-нибудь полегче, заодно раскрашивая дно гирьки в натуральный гирьковый колер. Так гирька становилась фактически легче, оставляя на боках прежний номинал. 2 гирьки с номиналом 0,5кг и дельтой в 50 грамм давали 100 грамм приятной карману разницы на каждом килограмме товара.

Времена те всё дальше и дальше. Вот уже и гирек толком не найти. Весов-уточек не видел уже несколько лет. Ещё попадаются синие торговые весы, столь популярные в магазинах Союза, но с каждым днём всё больше супермаркетов, заполненных электронными весами. Если кто не знает, то любые весы для точности измерений надо не только калибровать, но и выставлять по уровню. Для этого в них есть специальный пузырьковый глазок-уровень, напоминающий мишень. В правильно выставленных весах пузырёк воздуха должен находиться точно по центру калибровочного отверстия. Криво выставленные весы могут вешать в чью-то пользу. Скорее всего, совсем немного. Не проверял.

Амбула сей зарисовки только начинается.

В воскресенье я был в одном из супермаркетов широко известной московской сети "Перекрёсток". Побродив по залу, купил несколько однотипных вещей, которые в корзине выглядели так: Артикул 1 - 3 предмета, артикул 2 - 3 предмета, артикулы 3,4,5 - по одному предмету. Касс - море, выбирай - не хочу. Встаю в одну из них. Передо мной женщина лет 35 с дочкой. Кассирша начинает "пикать", считывая штрих-коды товаров. Лениво наблюдаю за этим процессом. Настолько лениво, что события, которые происходят дальше, пришлось мысленно воспроизводить как в замедленной съёмке. Вот женщина закончила выкладывать свои покупки на ленту. Кассирша тем временем читает коды покупок, передавая их на выходную ленту. Женщина начинает переходить от одной ленты к другой, минуя кассу и в какой-то момент поворачивается к кассе спиной-боком. Чётко в этот момент кассирша только что "пикнувший" пакет кефира считывает второй раз. Видя второй такой же пакет на ленте, я решаю, что она специально считала дважды, чтобы второй просто передать дальше. Но когда она берёт его в руки, она снова его считывает. Вот именно в этот момент живущая внутри ленивая собака делает стойку. То есть два пакета кефира она пробивает как три. Я не наблюдал пристально за всей процедурой, поэтому на 100% быть уверенным сложно.

Всё же скверно, когда не думаешь о людях изначально плохо. Наверное, тогда бы я обратил внимание женщины на количество пробитых в чеке пакетов. А вот не был уверен в своей правоте и промолчал. Мало ли - показалось. Чего тогда напраслину возводить?

Впрочем, моя очередь подошла быстро. Однотипные товары опытные кассиры пробивают гуртом, считав лишь один штрих-код и вбивая только количество. Так пробивались и мои. Расплатившись и получив чек, я решил проверить соответствие купленного пробитому. Чек вместо 3-3-1-1-1 гласил 4-3-1-1-1. Просто и незатейливо мне посчитали ещё один предмет, всего лишь вбив 4 вместо 3. Пришлось остановить процесс обслуживания следующего покупателя и обратить внимание кассирши на это странное несоответствие. Сделав честные и удивленные глаза, она вернула мне 17 рублей - сумму, о которой шла речь. Просто достала из кассы и отдала.

Заболтался я. О выводах.

Так вот просто и незатейливо я столкнулся всего за 5 минут с двумя способами обмана покупателей: считать товар повторно (рискованно, могут заметить) и вбить больше однотипных наименований, чем есть. Учитывая, что корзина покупателя супермаркета содержит десяток-другой наименований, а суммы начинаются от 500 рублей, очень легко не заметить такую "потерю". Кто из нас точно знает, сколько заплатит на кассе? Кто из нас готов полистать чек, проверяя правильность пробитого?

Пока писалось, я вспомнил, что в SPARе столкнулся с ещё одной проблемой: на полке указана была цена в 20 рублей за бутылку питьевого йогурта, а на кассе пробили по 25. Согласно законодательству (а я пунктов не знаю, знаю лишь суть), продавец обязан продать по той цене, которая у него на ценнике, даже если она ниже цены в кассе. Мои любопытствующие расспросы закончились тем, что нашли мерчендайзера, ответственного за молочную секцию и обязали мне его выплатить немедленно разницу.

В третьем случае может быть вариант как халатности мерчендайзера, так и намеренные действия со стороны магазина: указывая на ценнике цену ниже пробиваемой, магазин приобретает лояльность большего количества покупателей, нежели теряет её в лице дотошных покупателей вроде меня. Да и народ, покупающий, скажем, питьевые йогурты из-за 5 рублей не будет ни упираться, ни бучу поднимать в случае обнаружения этого расхождения - мелочь.

А вот со случаем в Перекрёстке выводы напрашиваются самые неожиданные. Все деньги, которые пробьёт кассир, являются подотчётной суммой и относятся к выручке магазина. То есть заныкать те же 17 рублей она не в состоянии просто так. Но какая ей тогда выгода? А никакой. Но она это зачем-то делает. Значит, есть на то указание, а указание может дать только руководство. Руководство же, скорее всего, не может оценить в краткосрочном периоде навар за перепробитый товар и забрать его денежным эквивалентом. Получается, что всё это идёт в некий массивный котёл, который погашает неизбежно возникающие в такого рода предприятиях убытки. И, значит, картина эта будет повторяться и жалобы на конкретных кассиров приведут лишь к ротации этих кассиров в супермаркетах, не устраняя таким образом саму причину. Грустно...

И напоследок пара вопросов для размышления:

  1. Какие способы "честного обмана" вы знаете ещё?
  2. Кто же в данном виде мошенничества выгодоприобретатель? А кто - в ваших?

Статьи об автоматизации

Обратный звонок