Меню

Автоматизация в торговле

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи об автоматизации: »Автоматизация в торговле

Большой тираж этикеток

Необходимость снижения издержек, требования законодательства и борьба за покупателя заставляют розничные предприятия и их поставщиков переходить на современные технологии маркировки товаров. Дешевая рабочая сила и недорогое оборудование не только не экономят средства и заставляют платить дважды — они уже не справляются с громадными тиражами этикеток, которые требуются в супермаркете, гипермаркете или РЦ ежедневно. О технологиях многотиражной маркировки пойдет речь в этом выпуске IT–кейса.

Одна этикетка для многих целей

Печать штрих кода на товарной этикетке Этикетка со штриховым кодом позволяет организовать в магазине систему автоматизированного учета, хранения, перемещения, продажи и заказа товара, ускоряет процессы обработки товара на кассе и проведения инвентаризации, позволяет безошибочно проводить комплектацию заказа на складах и т.д. Впрочем, все эти преимущества организации торгового процесса — не главный аргумент. Наличие на товаре штрихового кода, являющегося средством идентификации и защиты качества, и этикетки с подробной информации на русском языке — обязательное требование к продавцам и производителям товара (ГОСТ Р 51074–97 «Продукты пищевые. Информация для потребителя» и ГОСТ Р 51121–97 «Товары непродовольственные. Информация для потребителя»).

Маркировка товаров преследует несколько различных целей. Она используется для кодирования продукции в соответствии с международными стандартами, повышения эффективности учета, нанесения уникальной информации о продукции и рекламы, а также для защиты от подделок. Например, в России в алкогольной отрасли введена обязательная маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками (РСМ), с помощью которых налоговые органы надеются отследить движение подакцизной продукции: производство, продажу, перемещение алкоголя внутри субъекта федерации, а также проконтролировать поступление налогов.

Маркировка товаров Чем больше срок хранения, тем качественнее должна быть печать. Несмотря на обязательство поставщика перед торговцем поставлять в розничную сеть только промаркированный товар, системы маркировки невесового товара на складах и в подсобках магазинов без работы не простаивают. Необходимость в маркировке большого количества штучного (не весового) товара возникает, например, если  в магазинах работает собственное производство (пекарни, кондитерские цеха и др.), продукция которого имеет фиксированный вес. Кроме того, тиражной маркировке подлежат все товары, упаковка которых, содержит ошибочную или недостаточную информацию о товаре. «От перемаркировки большого количества этикеток для невесового товара не могут пока отказаться даже самые продвинутые в плане торговых технологий розничные предприятия, включая зарубежные», — говорит Александр Горячев, ведущий менеджер департамента средств маркировки компании «Сервис Плюс».

Комплексы маркировки на базе промышленных принтеров штрихкодовКомплексы маркировки на базе промышленных принтеров штрихкодов активно используют продуктовые и непродуктовые сети, cash & carry и гипермаркеты, акцизные склады и распределительные центры. «В последнее время наметилась тенденция: отечественные продуктовые сети маркировку товаров с большим сроком хранения переводят на термотрансферный способ печати, который более дорог, но зато позволяет сохранять качественный отпечаток и внешний вид этикетки в течение нескольких месяцев, а иногда и лет. Сейчас уже никто не поверит в то, что у вас качественный товар, если на нем будет пожелтевшая этикетка с нечитаемым текстом. Раньше термоэтикетку можно было встретить и на одежной бирке, и на бутылке, и на книге. Разница между термо и термотрансфером хорошо видна невооруженным глазом — термоэтикетка имеет характерные серые полосы от касаний и менее четкий штрихкод» (см. примеры справа вверху), — продолжает Александр Горячев.

Пакетная маркировка

Постоянные данные на этикетке, как правило, загружаются из БД и не меняются в течение продолжительного времени. Переменные данные (на один тираж) вводятся с выносной клавиатуры, либо загружаются из электронных весов, сканера штрихкода и т.п. Маркировать товар в зависимости от объемов и технологического процесса можно двумя способами: в пакетном и интерактивном режиме.

В режиме пакетной маркировки тираж этикеток печатается на принтере и сматывается обратно в рулон, после чего переносится непосредственно к месту маркировки. «Данный способ оптимален для маркировки больших партий однотипного товара, — говорит А. Горячев. — Основным оборудованием здесь являются принтеры этикеток — конкретная модель определяется объемом печати. Большинство производителей принтеров предлагают линейки оборудования исходя именно из его производительности. Например, мы для объемов до 2 тыс. этикеток в день рекомендуем офисные принтеры этикеток Datamax Е класса, для печати больших объемов от 2 тысяч этикеток в день — промышленные принтеры Datamax классов М или I (на снимках справа). В зависимости от опций принтеры Datamax могут работать как в термо–, так и в термотрансферном режимах».

В отличие от офисных, промышленные принтеры обладают прочным корпусом и литой станиной, а также повышенной надежностью — некоторые модели могут работать круглосуточно. В качестве вспомогательного оборудования, существенно облегчающего процесс маркировки, используются смотчики рулонов и ручные аппликаторы этикеток.

МАРКИРОВКА ТОВАРОВ С БОЛЬШИМИ СРОКАМИ ХРАНЕНИЯ
ПАКЕТНАЯ МАРКИРОВКА ИНТЕРАКТИВНАЯ МАРКИРОВКА
Без остановки печатается весь рулон и одновременно сматывается. Этикетки с напечатанного рулона с помощью ручного аппликатора наносятся на товар. На выходе принтера печатается одна этикетка и принтер останавливается. Оператор снимает этикетку — принтер начинает работать. Этикетка вручную наклеивается на товар. В этот момент печатается следующая этикетка…
СОСТАВ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ
- промышленный принтер этикеток; - принтер этикеток;
- смотчик готовых этикеток в рулон, ручной аппликатор этикеток; - отделитель этикетки от подложки, датчик наличия этикетки на выходе принтера;
- программное обеспечение для управление принтером и дизайна этикеток; - программное обеспечение для управление принтером и дизайна этикеток;
- расходные материалы: красящие ленты, бумажные этикетки - расходные материалы: красящие ленты, бумажные этикетки

Программное обеспечение для печати этикеток

Самое продвинутое ПО для принтеров этикеток разрабатывают независимые «софтверные» производители. Например, широко известный на рынке пакет CodeSoft 7 производства немецкой компании Teklynx имеет все возможности для создания уникального дизайна этикетки – использование масштабируемых шрифтов Windows, собственных шрифтов принтера, одномерных и двумерных ШК символик, поддержка популярных графических форматов, большое количество инструментов редактирования.

Подключение и создание баз данных на основе популярных СУБД позволяет автоматизировать процесс маркировки. CodeSoft 7 способен производить математические и логические операции, используя цифровые и символьные переменные, константы, функции и получать результат вычислений в цифровом, символьном или символьно–цифровом виде. Пакет поддерживает 22 языка, включая русский, и более чем 1 000 видов термо– и термотрансферных принтеров от различных производителей, а также любые Windows принтеры. Специальная версия этого пакета CodeSoft Enterprise позволяет печатать и  одновременно программировать RFID–этикетки (принтер этикеток должен быть оснащен соответствующим модулем).

Элементы оформление этикеток (на примере ПО CodeSoft 7):

  • выбор площади этикетки от 6 до 300 кв. см;
  • применение различных шрифтов (языки и размеры);
  • печать графических символов — логотипов и др.;
  • печать одномерных и двумерных ШК;
  • масштабирование и ориентация ШК от 0° до 360°;
  • печать и программирование RFID;
  • печать на параллельных рулонах этикеток и др.

Расходные материалы — это серьезно

«Выбор расходных материалов определяется сроком хранения товаров и условиями эксплуатации этикетки, — рассказывает Александр Горячев. — Для малых сроков хранения используют термопечать и термоэтикетки с защитным покрытием или без. Этот вид печати отличается простотой и невысокой ценой. Термоэтикетки в значительной мере подвержены истиранию, выцветанию. Они нестойки к воздействию влаги и температуры. Для больших сроков хранения применяют термотрансферную технологию, при которой может использоваться широкий спектр различных материалов: бумага, картон, текстиль, синтетические материалы. Для печати на них выпускаются разные виды термотрансферной ленты (риббоны)».

Существует несколько типов риббонов: восковые — для печати на бумаге, риббоны «воск–смола» — для печати на бумаге и некоторых видах синтетических материалов и смоляные термотрансферные ленты, разработанные специально для печати на синтетических материалах. «Первый тип «расходников» используется для ведения складского учета, в логистической цепочке, а также для маркировки фармацевтической продукции, одежды и пищевых продуктов без упаковки, — комментирует Александр Горячев. — Второй вид риббонов также находит применение на складах, в фармацевтической отрасли и в логистике. Кроме того, ленты «воск–смола» могут использоваться для маркировки замороженных полуфабрикатов в мягкой упаковке». Пока в России термотрансферные этикетки, отличающиеся повышенной стойкостью к механическому истиранию, воздействию повышенных температур и т.п., востребованы в большей степени со стороны промышленности, однако, со временем данный тип «расходников», как и во всем мире, будет активно использоваться также в супермаркетах и распределительных центрах.

Маркировка подакцизной продукции

С прошлого года в России вводится новая система маркировки алкогольной продукции. ГНИВЦ МНС России совместно с ДГУП НТЦ «Атлас–Северо–Запад» разработала программно–информационный комплекс (ПИК) налогового контроля в сфере производства и оборота алкогольной продукции на основе региональных специальных марок — «Госмонополия РСМ». Согласно плану, утвержденному МНС, ПИК «Госмонополия РСМ» должен быть внедрен на всей территории России к 30 июня 2004 года. По заявлению налоговых органов, это должно решить проблему увеличения поступления налогов за счет вытеснения с рынка «левой» продукции.

«Фактически речь идет о некой единой для всей алкогольной отрасли системе, с помощью которой можно было бы контролировать и производство, и продажу продукции, — говорит Александр Горячев. — ПИК связывает воедино управления МНС и налоговые посты акцизных складов и позволяет автоматизировать нанесение контрольно–учетной информации на акцизные марки и вести централизованный учет их движения на всей территории РФ. Статус акцизного склада стараются получить все крупные производители и оптовики алкоголя».

Существующие нормативные документы требуют кодирования на РСМ большого количества информации: ИНН производителя и акцизного склада, наименование продукта, емкости бутылки, номера партии, даты выпуска и др. Такой объем информации может быть закодирован только двумерными кодами, например, кодом PDF417. Он характеризуется высокой плотностью данных на единицу площади и невысокими требованиями к маркирующему и считывающему оборудованию.

Маркировка РСМ происходит в условиях склада или производства, где существует большая вероятность попадания в принтер пыли, грязи, а также есть вероятность повреждения его корпуса. «Исходя из производительности, условий эксплуатации и совместимости с ПИК «Госмонополия РСМ», нами специально был разработан комплекс маркировки «АЛКО–МАРКЕР» для акцизных складов. Комплекс состоит из промышленного принтера этикеток Datamax I–4208 и недорогого ПЗС–сканера PSC QS–2500, предназначенного для верификации информации, напечатанной на марке в двумерном коде. И принтер, и сканер обладают хорошим быстродействием, ударопрочностью, защищены от пыли и влаги, что представляется наиболее ценным для эксплуатации в условиях склада. В 2003 году нами был выигран тендер на поставку этого оборудования и расходных материалов для предприятий РосСпиртПрома».

Олег Клементьев


Статьи об автоматизации

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

обратный звонок