8 (495) 122-20-18

Время работы: Пн-Пт: 10:00 - 18:00

Корзина 0

Каталог

Радиочастотная метка сменит штрих-код

На смену общепринятым штрих-кодам постепенно приходят новые, более совершенные технологии идентификации товаров - радиочастотные метки. В России они широко применяются в системе безопасности, но в розничной торговле, логистике они только начинают внедряться и благодаря массе преимуществ становятся все более востребованными. Об этом рассказывает генеральный директор “АНТ” Олег Чирков.

Сфера применения

Радиочастотная, или RFID-метка, может выглядеть по-разному, например, как штрих-код или как бесконтактная карточка. Самое широкое применение на сегодняшний день в России подобной технологии идентификации можно наблюдать в системах безопасности. К примеру, бесконтактные карточки, которыми пользуются пассажиры метро, проходя через турникеты, это и есть радиочастотные метки. Также эта технология широко применяется в системе управления доступом в помещения: в офисах сегодня довольно часто устанавливают в дверях автоматическую систему, которая пропускает человека только после предъявления им бесконтактной RFID-карты. В России подобная технология применяется уже лет десять. И только сегодня она начинает приходить в логистику и в розничную торговлю.

Преимущества новой технологии

Штрих-код, который до последнего момента являлся незаменимым способом идентификации продукции, постепенно уходит в прошлое. И на то есть масса причин: 1) Штрих-код содержит ограниченную информацию о товаре, поскольку имеет лишь один зашифрованный уникальный код. Радиочастотная метка способна вмещать гораздо больше данных: до многих килобит информации (штрих-код - сотни бит). При этом выглядеть она может так же, как штрих-код. Кроме того, существуют радиочастотные метки, которые по сути являются маленьким компьютером, где есть перезаписываемая память, позволяющая записывать новую информацию. Скажем, пришел товар на склад, внесли информацию: “товар пришел такого-то числа, ушел такого-то”... В общем, такая метка может содержать в себе полную историю товара. 2) Штрих-код во многих случаях нельзя применять, например, на моющейся таре. Он просто смоется под горячей водой, а радиочастотная метка - нет, поскольку она помещается в специальные герметичные корпуса, которые защищают ее от внешнего воздействия. 3) Штрих-код обязательно должен быть в поле видимости сканера, иначе он просто не считает информацию. Из-за того, что штрих-код наносится поверх упаковки, он часто рвется, пачкается, намокает, что затрудняет процесс сканирования. Радиочастотная метка не нуждается в прямом контакте со сканером, поэтому она может находиться внутри упаковки. 4) Также несомненный плюс по сравнению со штрих-кодом - это расстояние считывания, которое в случае с радиочастотной меткой может достигать нескольких метров. Например, лежат на полке сто свитеров. Можно подойти со сканером, нажать на кнопку и одновременно считать информацию о всех свитерах сразу. Также возможен автоматический учет товаров, без присутствия человека. Со штрих-кодом это принципиально невозможно, поскольку нужно считывать код с каждого товара отдельно.

Практический опыт

В Германии на экспериментальной площадке сети гипермаркетов METRO проводится эксперимент по внедрению радиочастотных меток во всех магазинах сети, в том числе и в России. Планируется, что ручные считыватели у кассиров в ближайшее время перестанут использоваться. В случае, когда товар маркирован радиочастотными метками, покупатель, набрав продукты в тележку, провозит ее через своеобразный турникет на расчетно-кассовом узле. Установленные сканеры автоматически считывают по радиоканалу всю информацию о товаре, который лежит в корзинке. Продукты даже не надо доставать из тележки. Сразу же печатается чек. Если расчет покупатель ведет с помощью кредитной карты, то и присутствие кассира в этом случае уже не требуется. Очевидно, что благодаря внедрению RFID-технологий значительно увеличится скорость обслуживания, исчезнут очереди в расчетно-кассовый узел. Ведь при работе с товарами, маркированными штрих-кодом, кассир тратит много времени: то набирает вручную код, который не читается, то оттирает лед со штрих-кода на замороженной продукции и т. д. Многие покупатели уходят из магазина из-за того, что образуются длинные очереди, а им некогда ждать... В логистике без радиочастотных меток просто не обойтись. Например, пивные кеги. Они сегодня автоматизированно не учитываются, поскольку ни краска, ни штрих-код не может держаться на такой таре, которая проходит термическую и химическую обработку каждый раз, когда возвращается на производство. Без использования радиочастотной метки просто невозможно точно учитывать оборот этой продукции. На сегодняшний момент основным производителем RFID-меток является Юго-Восточная Азия. Кстати, немаловажный момент: технология радиочастотной идентификации во всем мире стандартизирована. То есть информация о товаре, произведенном и маркированном меткой в странах Западной Европы, без труда прочитается сканирующим устройством в России.

Сколько это стоит

Сегодня, когда рынок подобной технологии в России только начинает формироваться, стоит это недешево. Одна RFID-метка, аналогичная штрих-коду, в зависимости от конфигурации, стоит около 50 центов. Но нужно учитывать, что за год ее стоимость в связи с увеличением объемов производства этой продукции уменьшается примерно на 50%. Что касается считывающих устройств, то по стоимости они соизмеримы с теми, которые сейчас используются для сканирования штрих-кодов. Их цена - от 100 долларов и выше в зависимости от дальности считывания информации и технических характеристик. Несмотря на довольно высокую стоимость подобных устройств, преимущества данной технологии очевидны. Именно поэтому радиочастотная идентификация становится все более востребованной в России. Уже сегодня очевидно, что через несколько лет основная масса товаров будет маркирована радиочастотными метками.

Торговое оборудование, март, 2006 г.

Написать отзыв

Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв