Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:00.
Меню
Главная » FAQ по оборудованию » Радиочастотная метка сменит штрих-код

Радиочастотная метка сменит штрих-код

На смену общепринятым штрих-кодам постепенно приходят новые, более совершенные технологии идентификации товаров - радиочастотные метки. В России они широко применяются в системе безопасности, но в розничной торговле, логистике они только начинают внедряться и благодаря массе преимуществ становятся все более востребованными. Об этом рассказывает генеральный директор “АНТ” Олег Чирков.

Сфера применения

Радиочастотная, или RFID-метка, может выглядеть по-разному, например, как штрих-код или как бесконтактная карточка. Самое широкое применение на сегодняшний день в России подобной технологии идентификации можно наблюдать в системах безопасности. К примеру, бесконтактные карточки, которыми пользуются пассажиры метро, проходя через турникеты, это и есть радиочастотные метки. Также эта технология широко применяется в системе управления доступом в помещения: в офисах сегодня довольно часто устанавливают в дверях автоматическую систему, которая пропускает человека только после предъявления им бесконтактной RFID-карты. В России подобная технология применяется уже лет десять. И только сегодня она начинает приходить в логистику и в розничную торговлю.

Преимущества новой технологии

Штрих-код, который до последнего момента являлся незаменимым способом идентификации продукции, постепенно уходит в прошлое. И на то есть масса причин: 1) Штрих-код содержит ограниченную информацию о товаре, поскольку имеет лишь один зашифрованный уникальный код. Радиочастотная метка способна вмещать гораздо больше данных: до многих килобит информации (штрих-код - сотни бит). При этом выглядеть она может так же, как штрих-код. Кроме того, существуют радиочастотные метки, которые по сути являются маленьким компьютером, где есть перезаписываемая память, позволяющая записывать новую информацию. Скажем, пришел товар на склад, внесли информацию: “товар пришел такого-то числа, ушел такого-то”... В общем, такая метка может содержать в себе полную историю товара. 2) Штрих-код во многих случаях нельзя применять, например, на моющейся таре. Он просто смоется под горячей водой, а радиочастотная метка - нет, поскольку она помещается в специальные герметичные корпуса, которые защищают ее от внешнего воздействия. 3) Штрих-код обязательно должен быть в поле видимости сканера, иначе он просто не считает информацию. Из-за того, что штрих-код наносится поверх упаковки, он часто рвется, пачкается, намокает, что затрудняет процесс сканирования. Радиочастотная метка не нуждается в прямом контакте со сканером, поэтому она может находиться внутри упаковки. 4) Также несомненный плюс по сравнению со штрих-кодом - это расстояние считывания, которое в случае с радиочастотной меткой может достигать нескольких метров. Например, лежат на полке сто свитеров. Можно подойти со сканером, нажать на кнопку и одновременно считать информацию о всех свитерах сразу. Также возможен автоматический учет товаров, без присутствия человека. Со штрих-кодом это принципиально невозможно, поскольку нужно считывать код с каждого товара отдельно.

Практический опыт

В Германии на экспериментальной площадке сети гипермаркетов METRO проводится эксперимент по внедрению радиочастотных меток во всех магазинах сети, в том числе и в России. Планируется, что ручные считыватели у кассиров в ближайшее время перестанут использоваться. В случае, когда товар маркирован радиочастотными метками, покупатель, набрав продукты в тележку, провозит ее через своеобразный турникет на расчетно-кассовом узле. Установленные сканеры автоматически считывают по радиоканалу всю информацию о товаре, который лежит в корзинке. Продукты даже не надо доставать из тележки. Сразу же печатается чек. Если расчет покупатель ведет с помощью кредитной карты, то и присутствие кассира в этом случае уже не требуется. Очевидно, что благодаря внедрению RFID-технологий значительно увеличится скорость обслуживания, исчезнут очереди в расчетно-кассовый узел. Ведь при работе с товарами, маркированными штрих-кодом, кассир тратит много времени: то набирает вручную код, который не читается, то оттирает лед со штрих-кода на замороженной продукции и т. д. Многие покупатели уходят из магазина из-за того, что образуются длинные очереди, а им некогда ждать... В логистике без радиочастотных меток просто не обойтись. Например, пивные кеги. Они сегодня автоматизированно не учитываются, поскольку ни краска, ни штрих-код не может держаться на такой таре, которая проходит термическую и химическую обработку каждый раз, когда возвращается на производство. Без использования радиочастотной метки просто невозможно точно учитывать оборот этой продукции. На сегодняшний момент основным производителем RFID-меток является Юго-Восточная Азия. Кстати, немаловажный момент: технология радиочастотной идентификации во всем мире стандартизирована. То есть информация о товаре, произведенном и маркированном меткой в странах Западной Европы, без труда прочитается сканирующим устройством в России.

Сколько это стоит

Сегодня, когда рынок подобной технологии в России только начинает формироваться, стоит это недешево. Одна RFID-метка, аналогичная штрих-коду, в зависимости от конфигурации, стоит около 50 центов. Но нужно учитывать, что за год ее стоимость в связи с увеличением объемов производства этой продукции уменьшается примерно на 50%. Что касается считывающих устройств, то по стоимости они соизмеримы с теми, которые сейчас используются для сканирования штрих-кодов. Их цена - от 100 долларов и выше в зависимости от дальности считывания информации и технических характеристик. Несмотря на довольно высокую стоимость подобных устройств, преимущества данной технологии очевидны. Именно поэтому радиочастотная идентификация становится все более востребованной в России. Уже сегодня очевидно, что через несколько лет основная масса товаров будет маркирована радиочастотными метками.

Торговое оборудование, март, 2006 г.

Радиочастотная метка сменит штрих-код

Обратный звонок