Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:00.
Меню

Озвучка для розницы (музыкальное оформление магазина)

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи об автоматизации: »Озвучка для розницы (музыкальное оформление магазина)

К выбору оборудования, дизайна и освещения трепетно относятся все, кто создает свое торговое предприятие, будь это крупный ТЦ или павильон модной одежды. Но музыкальное оформление как-то упускается из виду. Между тем оно может сделать розничные продажи более эффективными.

Как по нотам

Музыка, звучащая в магазине, становится частью маркетинговой политики. Одни ритейлеры тратят на нее хорошие деньги, другие довольствуются трансляцией FM-радио или CD-сборников. Тем временем западные торговые центры вооружаются качественной акустикой и трансляционным оборудованием, корпят над репертуаром и грамотной режиссурой эфира. Но цены на профессиональное оборудование и услуги кусаются даже за границей.

Компании, занимающиеся продажей «фоновой» («функциональной») музыки и организацией магазинного эфира, про стоимость своих услуг рассказывают неохотно. Как правило, все цены договорные, хотя средний порядок цен у всех примерно одинаков – несколько тысяч долларов. Однако излишние на первый взгляд затраты имеют все шансы окупиться и со временем приносить прибыль. Ведь правильно подобранное звуковое оформление влияет на оборот продаж: его рост может составить от 20 до 70%. Не менее выгодно и размещение сторонней рекламы в эфире торгового объекта.

Озвучка для розницы (музыкальное оформление магазина)

  1. Входная зона
  2. Торговый зал
  3. Кассовая зона
  4. Примерочные
Используемое оборудование
Потолочные громкоговорителиПотолочные громкоговорители
СабвуферСабвуфер
Микшер-усилитель с MP3-плееромМикшер-усилитель с MP3-плеером

Наполнить звуком

Функциональная музыка предполагает два основных подхода – имиджевый и фоновый. Музыка, звучащая в бутиках и небольших магазинах подчеркивает их индивидуальный стиль. Представители целевой аудитории этих форматов – люди определенного возраста и социального статуса, со специфическими вкусами и предпочтениями. Поэтому стиль в данном случае подбирается с особой тщательностью.

Для крупных универсамов более характерно фоновое оформление: нейтральные композиции, средний уровень громкости. Причем если небольшой торговый павильон еще может обойтись без музыки (приятная тишина иногда удачно выделяет точку на фоне громких соседей), то для супер- и гипермаркетов акустический фон жизненно необходим: слишком много шумового дискомфорта – грохота тележек, шарканья ног, гула оборудования и голосов.

Игра на чувствах

Музыка способна влиять на количество импульсных покупок. Добиться этого можно при помощи как «быстрой», так и медленной музыки. Главное, чтобы она вызывала нужные эмоции. Следует правильно подобрать музыкальный жанр и направление. Как правило, дневной музыкальный эфир делится на три временных блока: «утро», «день» и «вечер». Какого рода музыка будет звучать в тот или иной час, зависит от портрета целевой аудитории и плотности покупательских потоков.

Например, супермаркет в утренние и дневные часы посещают в основном пенсионеры и домохозяйки. Пенсионеры – самая «сложная» целевая группа: чтобы им угодить, хорошо запастись старыми хитами советских времен. Но эту ностальгическую музыку не поймут и не оценят другие посетители. В этом случае профессионалы советуют обратить внимание на предпочтения домохозяек, которые приходят в магазин примерно в то же время. Им, скорее всего, понравится что-то лирическое, к примеру, испанская гитара. Можно сыграть и на любви женщин к мужскому голосу и включить в дневной плей-листе композиции преимущественно в мужском исполнении. Такая фоновая музыка, вполне возможно, понравится дамам: те немного задержатся и купят что-то сверх запланированного.

Инструментал для инструментов

Мелодия воздействует на эмоции покупателя. Конечно, тот не обязательно должен ходить между рядами подпевая и пританцовывая. Возможно, он даже не заметит музыки и потом даже не вспомнит, звучала ли она вообще. Иногда достаточно сделать процесс совершения покупки просто чуть более комфортным, чем у других. Характерный пример – магазин инструментов и его специфическая аудитория – мужчины. Константин Горошко, менеджер компании Bpm-studio, рассказывает о проекте для тюменского Инструмент-центра «Молоток»: «Заказчик попросил записать ему «русской попсы». Мы настоятельно отговорили клиента от этой идеи. Многие компании занимающиеся музыкой для торговли придерживаются правила: «русской музыке – нет!». И причина не столько в качестве отечественной эстрады, которое оставляет желать лучшего, сколько в том, что русский текст сильно отвлекает, покупатель буквально перестает слышать свои мысли. Мы называем ее «музыкой для продавцов».

Компания Центр кт представляет практически все известные бренды оборудования штрихкодирования, если вас интересует товар, которого вы не нашли на сайте, можете обратиться к нашим менеджерам по телефону, и они помогут подобрать вам аналогичный товар, или порекомендовать партнера где его можно приобрести.

«Молотку» была предложена ненавязчивая инструментальная музыка. Нейтральность фона обоснована тем, что посетителями в данном случае являются мужчины, пришедшие за конкретными инструментами. На музыкантов в принципе сложно повлиять. Стараться избежать очередей за счет вариаций темпа также нет смысла, поскольку выбор инструмента отличается от забегов по супермаркету: продажи можно назвать камерными. Поэтому в данном случае разумнее было просто обеспечить приятную атмосферу. Кстати, существует мнение, что инструментальная музыка не подходит для фона. Интересно, что при этом никто не разделяет инструментал на поджанры. Говорят, для торговли инструментал – плохо, а лаунж – хорошо. Но «инструментальная музыка» – обобщенное понятие, как и «лаунж» (легкая музыка для отдыха в стилях Lo-fi, Chill-out, Acid jazz). Не каждая композиция в этих жанрах может выступать в роли фоновой, некоторые мелодии будут усыплять, а другие сильно раздражать слух.

Так, например, есть инструментальные мелодии, где основная партия принадлежит гитаре, саксофону, флейте или фортепиано. «Такие композиции хороши к месту, – говорит Горошко. – Мы не рекомендуем использовать традиционный инструментал и те мелодии, которые большинство людей знает наизусть. К примеру, музыка композиторов Энио Марикконе и Фаусто Папетти хороша и красива, но знакома еще с советских времен. Честно говоря, она напрягает. И не способна выполнить роль фоновой из-за чрезмерной известности. Аналогичная ситуация с классикой. Ее почему-то принимают за универсальный вариант, полагая, что она демонстрирует хороший вкус владельца заведения, благотворно влияет на психику, вообще на все живое и т.д. И во всяком случае, если не поможет продать, то не хотя бы не навредит.

Распространенное заблуждение. Менеджеры одного из магазинов сети «Перекресток» до того, как обратились к нам, какое-то время «крутили» классику. Мы удивлялись, зачем? Ее могут использовать разве что в офисах страховых компаний и банков. Классику «в чистом виде» могут понять только ценители. Вдобавок она требует хорошей акустики. Поэтому в таких случаях мы предлагаем клиентам обработки классических композиций – так музыка «легче усваивается» слушателями и не теряет в красоте».

Крутятся диски

Один из самых простых способов организовать в магазине звук – приобрести CD с музыкой у одной из звукозаписывающих студий или радиостанций. Стоимость записи диска с МР3-треками, с учетом персональных предпочтений заказчика – от $10 до 35. Правда, одного cборника хватит лишь на 8-10 час непрерывного звучания, в то время как среднее время работы магазина 12 час. Чтобы музыка не надоедала персоналу и не становилась навязчивой для посетителей, желательно приобрести сразу несколько сборников и чередовать их между собой.

Можно поступить другим способом: подобрать стопку обычных CD-дисков и ставить их вручную, руководствуясь каким-то принципом либо конкретной ситуацией в магазине, или просто – «по заявкам трудящихся». Поскольку CD-диски приходится менять намного чаще, чем МР3, кто-то из сотрудников должен взять на себя роль диджея. Кстати о диджеях. Сейчас дорогие бутики или «продвинутые» магазины молодежной одежды для поддержания имиджа время от времени приглашают профессионалов с «вертушками». За несколько сетов диджею придется заплатить по $40 в час. Еще один вариант – самостоятельно (или поручив кому-либо) собрать коллекцию подходящей музыки. Здесь владелец магазина может руководствоваться как своим собственным знанием или ощущением, так и заранее заказанным маркетинговым исследованием (к примеру, в «Центре Аудиобрендинга» оно стоит порядка $600).

И все же только специалист лучше всего знает о том, что подойдет для конкретного предприятия. Ведь функциональная музыка – не просто «лучшие треки со всего интернета». Не все композиции подходят для звучания в местах торговли. Например, в обычном сборнике на CD есть всего две-три песни, пригодные для данных целей. У всех – даже очень хороших – сборников есть сложные для восприятия композиции. Для того чтобы подготовить, к примеру, 70 часов фонового контента, специалистам требуется прослушать и переработать около 300 часов разнообразных композиций.

Музыка для продавцов

Пожалуй, самый элементарный и распространенный способ саунд-оформления – обычное FM радио. Очень дешево и очень сердито, но – на деле может выйти следующее: покупатель, зайдя в магазин за чем-то важным и стоя в очереди на кассе, будет вынужден слушать громкие песни Сердючки и группы «Руки Вверх». К его горлу подступает волна негодования, и он говорите себе: «Они не имеют права так издеваться над людьми!» Наверняка больше он туда не вернется.

Вкусы у всех разные, и если уж выбирать радио, то пусть это будет что-то хорошее, к примеру, «Радио Джаз», «Мегаполис FM» или «Серебряный дождь». Но даже если целевая аудитория магазина и радиостанции примерно совпадают, придется мириться с рекламой конкурентов и голосами диджеев. Кроме того, обычное радио в любой момент можно переключить. Как и поступают продавцы или официанты (в основном молодежь), пока директор не видит, меняя занудное для них «Радио Джаз» на «Радио Maximum», где в этот момент «жгут». Соблазн велик.

Your own personal radio

Популярность FM-радио вполне объяснима. Его несомненное преимущество перед локальными аудиосистемами – регулярное обновление плей-листа, благодаря чему треки практически не повторяются. Этот качественный признак используют компании, предлагающие трансляции специализированного радиоэфира через спутниковую связь и интернет-каналы, что избавляет клиента от необходимости регулярно загружать музыкальный контент с CD и других носителей.

Вместо того чтобы приобретать музыкальные обновления специально для своего магазина, заказчик устанавливает необходимое оборудование и ежемесячно вносит абонентскую плату. Взамен он получает возможность выбора подходящего ему одного или нескольких каналов вещания. Речь идет о так называемом «ритейл-радио» (или «внутреннем радио»), предполагающем сочетание музыки, локальных информационных сообщений и рекламы в торговом центре или в сети магазинов.

Радио через спутник

Анна Малинина, программный директор «Радио-21», уверяет, что трансляция музыки каналам по спутниковой связи выгодна крупным сетевым компаниям, стремящимся поддерживать единую стилевую концепцию во всех своих филиалах, разбросанных по различным городам страны. Этот вариант предпочли IKEA, «М.Видео», British Petroleum, «Мосмарт» и другие.

Сейчас возможен выбор из 30-ти спутниковых каналов, предлагают и создание специального канала, «под конкретного клиента». Есть возможность выбирать радиостанции и распределять их по разным временным отрезкам, то есть в течение дня программы в эфире могут меняться.

«Большой популярностью пользуются каналы Hitlist, Startracks, Hitsonline, VIP, Oldies but Goodies, – отмечает Анна Малинина. – Обычно компании выбирают для себя несколько программ, и стоимость услуги не зависит от их количества каналов». Месячная абонентская плата за обслуживание одного магазина лежит в районе $50-60, стоимость спутникового ресивера – от $300 и выше. Недостатками системы являются трудоемкость установки принимающего устройства («тарелки») и зависимость качества приема спутникового сигнала от погодных условий.

Радио через Интернет

Интернет делает возможным бесперебойное вещание ритейл-радио. По словам Алексея Малевского, генерального директора группы компаний «РусМГрупп», медиаплеер на платформе технологии Trusonic сначала загружает музыку в формате MP3 через интернет на специальное устройство, на котором она сохраняется, и затем воспроизводит ее при помощи усилителя.

Как и предыдущие, система позволяет централизованно управлять вещанием в рамках одной торговой сети. Для каждого клиента генерируется логин и пароль с тем чтобы он смог самостоятельно создавать и дополнять музыкальные расписания. Система дает возможность изменять время выхода сообщений и музыкальных программ в течение 5 мин, в то время как обычно клиенту предлагается ждать от нескольких часов до недели.

Кроме того, медиаплеер Trusonic настроен на соединение с конкретной учетной записью каждую ночь (с двух ночи до пяти утра). Все внесенные накануне изменения автоматически вступают в силу на следующий день. Минимальные технические требования – наличие выделенного канала со скоростью 128 кбит/с. Подключение одной принимающей медиа-системы будет стоить от $55, ежемесячная абонентская плата – от $50. Доступны 30 музыкальных каналов, включая русские композиции (есть даже канал Russian Music, он – для клиентов с особыми требованиями, например, владельцев ресторанов с русской национальной кухней). При заявляемых преимуществах подобных систем существует один недостаток, связанный с пока еще несовершенным распространением Интернет-связи в России. За web-вещание на пользователя ложатся дополнительные ежемесячные расходы – приходится платить за трафик. В центральной части России и в отдаленных регионах цены на услуги провайдеров сильно отличаются: достаточно отъехать на 300 км в любую сторону от Москвы, стоимость интернет-соединения резко возрастает.

Песни «под ключ»

Установка независимой локальной системы для воспроизведения музыки является хорошим решением для несетевых магазинов и торговых центров, так как не надо решать проблему подключения интернета. Музыкальный материал, как правило, воспроизводится с помощью PC, стандартного DVD/MP3 плеера или музыкального центра, поддерживающего требуемый формат. Заказчик получает необходимое программное обеспечение и определенное количество музыкального контента. «Большой объем музыкального архива (около 480 тыс. композиций) позволяет нам индивидуально подходить к выполнению каждого проекта, – делится профессиональными секретами Константин Горошко. – Все музыкальные файлы систематизированы по различным параметрам: жанр, темп, даже вокал – мужской или женский. Это позволяет подбирать музыку для каждого торгового предприятия индивидуально. Очень часто клиенту требуется какая-то особенная музыка, жанр или стиль, точно соответствующий настроению его целевой аудитории». Ориентировочная стоимость музыкального материала в стартовом пакете – около $600 (это от 70 час неповторяющегося музыкального материала, или недельный плей-лист). Столько музыки достаточно, чтобы постоянные клиенты не замечали повторений в течение 4 - 6 месяцев. Программное обеспечение прилагается бесплатно.

Технология такова: музыка воспроизводится в заданной последовательности в соответствии с текущим временем суток. Программное обеспечение позволяет изменять время воспроизведения папок (например, сдвинуть плей-лист на час), добавлять, убирать или перемещать рекламные ролики, а также транслировать голосовые объявления. Пожалуй, единственный недостаток здесь – необходимость обновлять плей-лист как минимум раз в полгода. Даже несмотря на то, что цена за обновление на 50% меньше первоначальной, некоторые клиенты используют однажды заказанную подборку композиций намного дольше рекомендуемого времени, добавляет Горошко и резюмирует: «Вообще это типичная ситуация, характерная не только для наших заказов. Систематическое обновление репертуара оправдывает себя, так как после нескольких месяцев трансляции композиции буквально выучиваются наизусть не только персоналом, но и постоянными посетителями».

Итак, сделав правильный плей-лист и настроив качество звучания, владелец магазина или торгового комплекса не только завоевывает лояльность покупателей, но и получает эффективную рекламную площадку: тогда затраты окупаются довольно быстро. Например, в торговом комплексе с ежесуточной посещаемостью 20 тыс. человек стоимость 15 сек эфира обойдется в $15. Расценки на производство одного рекламного сообщения варьируются от $10 до $50. «Внушающая способность» такого рода рекламы достаточно велика. Покупатель уже пришел в торговый комплекс, и ему осталось только выбрать товар, а от вездесущего звука не скрыться – не отвернешься и не пройдешь мимо. Размещая рекламные сообщения в эфире, главное не переборщить с их количеством. Рекомендации специалистов – не более 10 мин рекламы в час. Помимо прочего внутреннее радио служит не только рекламной площадкой, но еще и средством навигации по ТЦ. Правда, подобные функции приносят пользу только при условии, что все выполнено профессионально и «аудиостильно». А то бывает, занудный голос вещает на весь торговый комплекс: «Здравствуйте, дорогие друзья! На первом этаже распродажа…». Если на западе функциональная музыка – серьезная индустрия, развивающаяся с середины прошлого века, то у нас аудио для магазинов впервые появилось всего несколько лет назад. И пока можно видеть только просыпающийся интерес к подобным вещам и смутное представление российских ритейлеров о том, что действительно нужно слышать покупателю.

Несовершенна и правовая база, защищающая права авторов. Все будет, но не сразу, говорят эксперты. А пока, включая музыку в своем заведении, нужно либо все продуманно организовать, с расчетом на будущую выгоду, либо постараться элементарно не сделать хуже. Словом, если не привлечь новых клиентов, то хотя бы не разогнать уже пришедших.


Статьи об автоматизации

Если Вы заметили ошибку на сайте, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

Обратный звонок