Время работы: Пн-Пт с 10:00 до 18:00.
Меню

Штрихкод в логистике — будем знакомы

Главная » Информационные статьи о торговом оборудовании » Статьи о штрихкоде » Штрихкод в логистике — будем знакомы

Первоначально какой-либо стандарт создается в GS1 при непосредственном участии предприятий, которым предстоит стать «конечными пользователями». После публикации он адаптируется к особенностям страны, решившей его использовать. С 1999 года существует глобальный регистр предприятий-участников системы GS1 (GEPIR), куда сегодня входят свыше 70 государств. Соблюдение стандартов позволяет торговым партнерам (международным компаниям и их логистическим операторам) из разных стран (или в одной стране) обмениваться информацией в электронном виде.

Нашей компанией представлены практически все известные бренды оборудования штрихкодирования, если вас интересует товар, которого вы не нашли на сайте, можете обратиться к нашим менеджерам по телефону, и они помогут подобрать вам аналогичный товар, или порекомендовать партнера где его можно приобрести.

Из всех разрабатываемых GS1 направлений электронной логистики в настоящее время наиболее широкое применение нашли коды товарной нумерации или штриховое кодирование. Его стратегическая цель – минимизация участия человека в цепях поставок. Достичь этого можно путем замены всех транзакций кодами. Например: счету соответствует определенный код, отгрузке соответствует код, возврату товара соответствует код и т.п. Кроме этих кодов используют также:

  • коды товарной нумерации (Global Trade Item Number GTIN);
  • коды участников процесса поставок (Global Location Number – GLN) – условные обозначения заказчиков, продавцов, получателей, отправителей, плательщиков.

Таким образом, с помощью кодирования можно получить полноценный документ о поставке, понятный людям, говорящим на разных языках.

Создание штрих-кода: шаг за шагом…

Код товарной нумерации

Основным идентификатором товара является код GTIN (рис. 1) – набор цифр, называемых разрядами. Читается код «с конца»: 1–й разряд предназначен для обозначения варианта упаковки: единичная упаковка (на рис. 1 ему соответствует разряд «7»); ящик (на рис. 1 ему соответствует разряд «4»); паллета (на рис. 1 ему соответствует разряд «1») и т.п.

2–10 разряды GTIN занимает уникальный префикс компании, 11–13 разряды отданы под код товара, 14–й разряд — контрольный (на рис. 1 представлено два варианта контрольного разряда: «1» и «2»).

Уникальность номера (кода) товара обеспечивается следующим образом: международная организация GS1 следит за тем, чтобы в каждой стране только одно национальное представительство GS1 занималось регистрацией отечественных предприятий в этой системе (т.е. присваивало имуникальный префикс компаний), а предприятия самостоятельно обеспечивали уникальность кодов на свою продукцию.

Код участника процесса поставок

Наличие уникального 13–разрядного номера GLN (рис. 2) служит для идентификации предприятий–владельцев данных о товаре (производителей, дистрибьюторов, посредников). Любое предприятие получает код GLN автоматически, когда первый раз обращается к национальному представительству GS1 за получением товарного штрихкода.

Из всех разрабатываемых GS1 направлений электронной логистики в настоящее время наиболее широкое применение нашли коды товарной нумерации или штриховое кодирование. Его стратегическая цель – минимизация участия человека в цепях поставок. достичь этого можно путем замены всех транзакций кодами. например: счету соответствует определенный код, отгрузке соответствует код, возврату товара соответствует код и т. п.

    Как показано на рис. 2, GLN состоит из:
  • префикса предприятия (GCР) – это первые 9 разрядов, которые представляют собой код национальной организации GS1 (3 разряда) и код предприятия (6 разрядов). В приведенном примере разряды «460» – код национальной организации GS1 в Российской Федерации, разряды «700952» – код НПО «Фитофарм»;
  • 3 разряда, позволяющие указать идентификаторы местоположения любых объектов компании, например, «999» – код главного офиса, «998» – код финансового департамента, «997» – код департамента логистики; «996» – код склада готовой продукции НПО «Фитофарм». Кроме вышеуказанного могут быть «закодированы» ответственные сотрудники, склады, номера ворот на складе и т.д.;
  • контрольная цифра (в примере: для главного офиса НПО «Фитофарм» – «8» и т.д.).

Потребителю товара следует учесть, что в национальную организацию GS1 может вступить любая компания, в том числе и иностранная, не являющаяся резидентом. Поэтому префиксы кодов GTIN и GLN не могут служить основанием для определения страны происхождения товара! Регистр GEPIR (о котором упоминалось в начале настоящей статьи) обеспечивает предоставление информации о предприятии по GTIN, GLN и серийному коду транспортной упаковки (Serial Shipping Container Code – SSCC).

Серийный код транспортной упаковки SSCC-18

Серийный код транспортной упаковки

В процессе поставки груз может несколько раз пересекать государственные границы, переходить от перевозчика к перевозчику, перегружаться с одного вида транспорта на другой. Поэтому возникла необходимость в коде, предназначенном для уникальной идентификации логистической упаковки (или логистической единицы). Под логистической единицей понимается товар любого вида, предназначенный для транспортировки и/или хранения, которым нужно управлять в цепи поставки. Логистической единицей может быть паллета, ящик, контейнер и т.п. Это стало предпосылкой для создания SSCC – уникального кода, предназначенного для идентификации логистической единицы и обеспечения процесса ее доставки. Таким образом, SSCC содержит ссылку на подробную информацию о грузе, хранимую в базе данных электронного обмена (рис. 3).

    SSCC состоит из 18 разрядов и содержит:
  • уже известную нам часть кода GLN – GCР (префикс предприятия). В приведенном на рис. 3 примере – это «460700952», видя который мы делаем вывод, что в этой логистической единице находится товар от НПО «Фитофарм», зарегистрированного в России;
  • еще 7 цифр – уникальный серийный номер, который присваивается предприятием (структура и порядок присвоения определяются самостоятельно) транспортной отправке его товара. В нашем примере НПО «Фитофарм» для отправки этой логистической единицы создало код «0000001»;
  • дополнительный разряд (на рис. 3 – это «3»);
  • контрольный разряд (на рис. 3 – это «9»).

В цепочках поставок неукоснительно соблюдается правило: одна логистическая единица кодируется одним, уникальным кодом SSCC. Этот код одновременно используется в сообщениях электронного обмена данными. Доступ к этой информации могут иметь все участники цепи поставки. Прогрессивность подхода, реализованного в SSCC, заключается в том, что этот код позволяет разделить информационные и транспортные потоки в цепях поставок (рис. 4), то есть одновременно с грузом отправить электронные транспортные документы. Во многих странах это позволяет построить «таможенные транспортные коридоры», что сокращает формальности до нескольких минут. SSCC «в действии» (рис. 4):

Информационные и транспортные потоки в цепях поставок  

  1. Розничная Сеть Производителя состоит из трех магазинов;
  2. Производитель формирует для Розничной Сети три логистические единицы и присваивает им коды, которые мы условно обозначим: SSCC1, SSCC2, SSCC3;
  3. В каждой логистической единице находится товар, который требуется в определенном магазине. Так, в SSCC1 – товар под условным названием R, K, Z, M; в SSCC2 – товар M, W, O, P; в SSCC3 – товар W, X, Y, Z;
  4. Производитель одновременно с отгрузкой логистических единиц Перевозчику передает электронные данные Розничной Сети и другим заинтересованным лицам, например, таможенным органам и т.д.;
  5. Перевозчика в пути его следования не задерживают формальности, так как информация о товаре уже получена и проверена всеми заинтересованными лицами;
  6. Перевозчик безошибочно отгружает логистические единицы по назначению, а магазины Розничной Сети не тратят время на занесение данных о товаре при его приеме на склад, так как они уже получены в виде кодов SSCC1, SSCC2, SSCC3, и остается только проверить целостность упаковки (логистической единицы).

Логистическая этикетка

На основе кода SSCC построена логистическая этикетка GS1, которая в настоящий момент является добровольным стандартом для нумерации и кодирования логистических единиц. Этикетка разделена на 3 части и содержит информацию для автоматического и визуального считывания. Обязательным требованием для логистической этикетки является использование символики GS1– 1281 и идентификаторов применения (о них мы расскажем дальше). Код SSCC должен располагаться в самой нижней части этикетки.

Идентификаторы применения и форматы кодов

Остальная информация, связанная с кодами GTIN и GLN, не является обязательной. Популярность кода SSCC и его соответствие стандарту ISO привело к тому, что в мае 2006 года применение логистических этикеток GS1 на базе SSCC было полностью гармонизировано в Европе. В этом же году Всемирная таможенная организация (WCO) рекомендовала использовать во всех торговых операциях уникальный номер коносамента на базе стандарта ISO 15459–12. Исходя из этого, код SSCC ожидает большое будущее, так как он полностью соответствует упомянутому стандарту.

Идентификаторы применения

Идентификаторы данных (коды) можно комбинировать, причем в зависимости от ситуации они приобретают разный смысл. Когда существующих идентификаторов не хватает для описания процедур или атрибутов, к ним добавляются новые. Для того чтобы определить назначение кода и контекст, в котором он применяется, а также иметь возможность строить составные коды переменной длины, используют идентификаторы применения (далее по тексту – ИП).

ИП – это префиксы кода, которые однозначно определяют значение и формат данных, следующих за ними.

ИП точно указывает, что означает следующий за ним 14–значный номер: телефон сотрудника, код товара GTIN или что–то другое. ИП позволяет кодировать дополнительные данные, что дает возможность отслеживать товары и их атрибуты по всей цепи поставок (табл. 1).

ИП могут использоваться в подразделениях логистики для предоставления информации о транспорте, для идентификации сторон в платежных поручениях и для целого ряда других случаев. Например, коды GLN могут физически маркироваться символикой GS1–128, используя соответствующий ИП в конкретном местоположении, для обеспечения эффективной доставки и определения маршрута товаров.

Штрихкод

Несколько ИП и их основные поля можно объединять в один штрихкод с символикой GS1–128. Например, часто используется состоящий из нескольких частей штрихкод, содержащий ИП для кодов GTIN, даты истечения срока годности, веса и номера партии, а также сами эти коды (рис. 6).

Что можно прочитать по штрихкоду:

  • «01» – идентификатор применения, свидетельствующий, что далее следует код GTIN или идентификатор товара (см. табл. 1).
  • Из кода GTIN – «91234567891234» – понятно, что товар упакован в картонную коробку (см. рис. 1); товар принадлежит компании, префикс которой в реестре GEPIR «456789123»; компания присвоила товару код «123».
  • «3102» – идентификатор применения, свидетельствующий, что далее последует вес нетто в килограммах, причем положение десятичной точки – перед последними двумя цифрами (см. табл. 1).
  • Код «002254» читается следующим образом: «вес товара нетто составляет 22,54 кг».
  • «15» – идентификатор применения, свидетельствующий, что далее последует срок годности (см. табл. 1).
  • ПОЧТИ 15% ТОВАРОВ ИМЕЮТ ПРОБЛЕМНОЕ СЧИТЫВАНИЕ ШТРИХКОДА. СРЕДНИЙ ПРОЦЕНТ ПОЛНОСТЬЮ НЕСЧИТЫВАЕМЫХ ШТРИХКОДОВ СОСТАВИЛ 1,5% ОТ ВСЕХ ОПЕРАЦИЙ СЧИТЫВАНИЯ. СУММАРНЫЕ ПОТЕРИ ЗА МЕСЯЦ ПО ВСЕЙ СЕТИ ОТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВВОДА ШТРИХКОДА И ПРОБЛЕМНЫХ ШТРИХКОДОВ ВЫЛИЛИСЬ В 4 ТЫС. ЧАСОВ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ

  • Код «010301» читается таким образом: «дата истечения срока годности 01 марта 2001 года».
  • «10» – идентификатор применения, свидетельствующий, что далее последует номер партии (см. табл. 1).
  • Код «123АВС» читается так: «номер партии – 123АВС».

Понятно, что штрихкод читается не человеком с использованием таблиц и рисунков для расшифровки, а считывается специальным устройством.

Как видим, кодирование бизнес–процессов крайне необходимо в цепях поставок — без него невозможна оптимизация товарных и информационных потоков. Однако, как наверняка уже успел заметить читатель, от большого количества стандартов, идентификаторов и правил может попросту «поехать крыша». Обилие новой специфической информации создает практические трудности в ее применении, а зачастую вызывает раздражение и неприятие у сотрудников предприятий, для которых все это разрабатывается. Международная и национальные организации GS1, разработчики стандартов электронного обмена данными постоянно сталкиваются с этой проблемой и решают ее различными путями.

Известно, что надежность цепи определяется надежностью самого слабого ее звена. Если какой–либо участник цепи поставок товаров производит штрихкод низкого качества, то от этого страдают все, кто задействован в системе. Когда штрихкод не считывается, но его можно восстановить вручную — печатается новая логистическая этикетка. Главное, чтобы таких сбоев было немного, иначе сильно возрастут накладные расходы, и партнеры могут отказаться от работы с таким поставщиком. Кроме того, сбой в цепи поставок товаров из–за штрихкода приводит к ошибкам и коррекциям транзакций в электронном обмене данными (Electronic Data Interchange — EDI).

Американский ежемесячный журнал Packaging Digest летом 2005 года сообщил о дополнительных мерах, которые применяет сеть Wal–Mart к своим поставщикам: она штрафует на $5 тыс. за один несчитываемый на кассе штрихкод и на $50 тыс. – за два таких случая. Третьего раза уже не бывает — Wal–Mart разрывает контракт с таким поставщиком. Причина: владельцы сети считают величину очереди на кассе одним из показателей эффективности работы — если она постоянно составляет более 3—5 человек, то это является достаточным поводом для постановки вопроса о компетентности руководства супермаркета. Разумеется, что нам до таких штрафов еще далеко — в супермаркетах кассиры вручную набирают несчитываемый штрихкод где–то 1 раз в 3–5 минут, а то и чаще. Более серьезные проблемы могут возникнуть, например, при неправильном считывании информации с медпрепаратов. Здесь речь идет уже о здоровье человека.

Для верификации штрихкода существует специальная методика, в которую входят визуальные и аппаратные методы контроля. Аппаратная верификация – это сложная техническая процедура измерения показателей символа штрихкода. Существующее программное обеспечение и сертифицированные верификаторы классифицируют качество символа по интегрированной 5–балльной шкале: от 0 до 4.

Символы с оценкой 0 считаются непроходными и не могут быть использованы. Кроме интегрированной оценки верификаторы выдают уровень декодирования штрихкода, контрастности границ, контрастности символа штрихкода и других его параметров, включая наличие мелких дефектов печати. Национальные организации GS1 предлагают свои услуги по верификации штрихкода. В частности, в России существует уже 3 аккредитованные лаборатории верификации – в Москве, Санкт–Петербурге и Нижнем Новгороде. Интересное исследование по проблеме считывания штрихкодов было проведено при помощи Международного фонда автоматической идентификации в феврале марте 2006 года в сети гипермаркетов «Лента» (Санкт– Петербург, РФ). В сеть продукция со штрихкодами поступает в трех видах: единичная упаковка, в коробах и на паллетах. При этом ежемесячно происходит 30 млн считываний штрихкода с единичной упаковки и 1 млн считываний с короба. Исследование показало, что почти 15% товаров имеют проблемное считывание штрихкода.

Средний процент полностью несчитываемых штрихкодов составил 1,5% от всех операций считывания. Суммарные месячные потери по всей сети от дополнительного ввода штрихкода (35 сек. на 1 ввод) и проблемных штрихкодов вылились в колоссальную цифру – более 4 тыс. дополнительных часов рабочего времени, что соответствует фонду оплаты труда примерно 25 кассиров (более 400 тыс. руб. в месяц).

В заключение хотелось бы акцентировать внимание на колоссальном объеме транзакций в EDI: в 2005 году в Северной Америке4 он находился на уровне $800 млрд (торговля и пищевая промышленность в сумме).

Кроме штрихкодирования, существует еще один более передовой метод EDI – радиоидентификация (Radio Frequency Identification – RFID), о достоинствах и недостатках которого шла речь в предыдущем номере журнала «Транспорт и логистика». О применении же RFID–меток в реальной жизни предлагаю узнать из следующей статьи.

Статьи о штрихкоде

Обратный звонок